Блок 3. Проблемно-ориентированное обучение.

Кто обучает?

В процесс обучения новичков вовлекаются практически все участники проекта.

Руководитель организует проведение обучающих тренингов (примерно 1 раз в 2-3 месяца) для всех членов команды. Кроме этого, руководитель проекта, совместно с психологом, участвует в обучении кандидатов.

Руководитель освещает информационный, правовой и организационный аспекты уличной социальной работы, а психолог обучает психологическим аспектам работы с детьми и подростками на улице, кроме этого, психолог проводит индивидуальную работу по успешной адаптации нового члена в команде.

Важную роль в подготовке уличных социальных работников играют ветераны-наставники. Именно они, на первомэтапе, знакомят претендентов с детьми, обучают правилам ведения отчетной документации, вводят в тонкости и детали уличной социальной работы. От того, какие будут учителя, во многом зависит, какими станут социальные работники. Поэтому необходимо тщательно подбирать социальных работников, к которым можно приставить новичков.

Новичку для знакомства со спецификой уличной социальной работы предлагаются методическая литература и другие печатные материалы (тематические распечатки интернет - сайтов, публикации из газет и журналов, раздаточный материал). Предлагаемый материал дает представление о целевых группах социальной службы, о причинах беспризорности и безнадзорности детей, о признаках дисфункциональной семьи, о роли социального работника при работе с клиентами. Для более полного понимания проблем клиентов (детей и их родителей), используются информационные материалы об алкоголизме, наркомании, токсикомании.

Помимо специальной литературы, кандидат обязательно должен знать Конвенцию о правах ребенка, Семейный кодекс, Закон «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и т.д. Полезна любая дополнительная литература, которая, так или иначе, затрагивает права, интересы детей, а также деятельность социальных работников.

Помимо базовой и общей профессиональной подготовки, уличным работникам необходимы дополнительные знания, связанные с теми социальными проблемами, которые, так или иначе, имеют отношение к проблеме беспризорности и безнадзорности. Это проблема химической зависимости и созависимости, проблема ЗППП, проблема домашнего насилия, проблема торговли людьми.

Для проведения проблемно-ориентированной подготовки уличных социальных работников необходимо привлекать специалистов - практиков, уже имеющих реальный опыт работы по данной проблеме. Это могут быть специалисты, как государственных служб, так и специалисты некоммерческих организаций.

Проблема химической зависимости.

Необходимость повышения уровня информированности о проблеме химической зависимости продиктовано самой жизнью. При патрулировании уличные социальные работники часто сталкиваются с детьми и подростками, употребляющими ПАВ (клей, алкоголь, сигареты). Еще одной причиной организации тематических методических встреч для уличных социальных работников является химическая зависимость родителей наших клиентов, а также их близких родственников.

В рамках данного проекта, специалиста-практика не пришлось искать на стороне. Консультантом по химической зависимости психолого-педагогической службы «Сердэш», начиная с 2000г. проводились информационные встречи с населением по проблемам химической зависимости и созависимости.

Уже накопленный практический опыт и имеющаяся база видеоматериалов были использованы для обучения уличных социальных работников по вопросам химической зависимости и ее профилактики. Были организованы регулярные занятия уличных социальных работников с целью повышения уровня знаний по проблеме злоупотребления ПАВ.

Использованные формы работы:

- Просмотр и обсуждение тематических видеоматериалов;

Проведение методических консультаций уличных социальных работников по проблеме химической зависимости несовершеннолетних и возможных способах решения этой проблемы.

Встречи проходили один раз в неделю, полтора часа каждая встреча. Всего в течение 4-х месяцев было проведено 15 встреч. Приводится примерный список видеоматериалов, рекомендуемых для работы по организации информационных встреч для уличных социальных работников, подготовленные консультантом по химической зависимости.

Кроме этого, были приглашены психологи-консультанты службы «Ребенок на улице» ЮЗАО, профилактической программы «Перекресток» Российского благотворительного фонда НАН (г. Москва) для проведения тренинга-семинара «Первичная профилактика химической зависимости у подростков и молодежи».

Проблема домашнего насилия.

Многие дети, с которыми работают уличные социальные работники, уходят на улицу, спасаясь от насилия в семье. Понимание специфики насильственных отношений в семье, знание особых нужд пострадавших от домашнего насилия позволит избежать многих ошибок и оказать максимально эффективную помощь ребенку или подростку.

В рамках проекта, для проведения семинара были приглашены психологи некоммерческой организации Женский кризисный центр «Фатима», которые имеют большой практический опыт оказания помощи пострадавшим от домашнего насилия.

Цель обучения, дать основные сведения о причинах и масштабах явления, последствиях семейного насилия для детей, ознакомить с основными принципами оказания помощи детям, пострадавшим от домашнего насилия.

Проблема торговли людьми.

Проблема торговли людьми - новая для нас проблема. В Белоруссии, Украине и Молдове она чрезвычайно актуальна, поэтому в этих странах развита система профилактической работы с молодежью по этой проблеме, и уже можно найти методические материалы по организации такой работы. Уличные дети - особо уязвимы, их права легко могут быть нарушены. Учитывая, что жертвами торговли людьми, в первую очередь, становится молодежь из социально незащищенных слоев, необходимо вести просветительскую работу с уличными детьми, чтобы защитить их от обмана.

Цель обучения: дать основные сведения о методах вербовки, необходимых мерах безопасности, об организациях, оказывающих информационную и иную помощь в вопросах трудоустройства за рубежом, обучить методам организации просветительской работы с подростками по проблеме торговли людьми.

Проблема ВИЧ, ЗППП

Среди уличных детей есть дети, рано начинающие половую жизнь. Именно они рискуют оказаться вовлеченными в проституцию. Т.е. это дети с высоким уровнем риска заражения ЗППП, в том числе ВИЧ.

Для проведения обучающего семинара по профилактике ВИЧ, ЗППП были приглашены специалисты РЦПБ СПИД.

Цель обучения: дать социальному работнику необходимые базовые знания по этой проблеме, достаточные, чтобы говорить с подростками об опасности заражения и способах защиты своего здоровья.

 

Социально-психологические услуги молодежи

Решение возникающих в молодежной сфере социальных проблем не может быть реализовано без организации социальной работы, разворачивания деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи.

Социальная работа среди молодежи рассматривается как обеспечение наиболее благоприятных социально-экономических условий развития каждого молодого человека, способствующая социальному становлению личности, обретение ею всех видов свобод и полноценного участия индивидов в жизни общества.

При организации деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи осуществляется целый комплекс мер. Решается задача по созданию и развитию комплекса специализированных служб и учреждений по указанию подросткам и молодежи разнообразных медико-социальных, психолого-педагогических, реабилитационных и социально-правовых услуг. Так, открыты Центра социального здоровья семьи и детей, развиваются службы психологической, медико-социальной помощи семье и подросткам, открываются "телефоны доверия", консультационные центры. Такие центры действуют более чем в 30-ти регионах России.

Для детей и подростков, испытывающих жестокое обращение в семье и насилие, создаются социальные приюты.

С начала 1992 года на базе семи приемников-распределителей для несовершеннолетних созданы центры социальной реабилитации детей и подростков, организуются приюты для детей, оказавшихся вне внимания семьи и интернатных учреждений. Ведется работа по созданию при приемниках-распределителях служб, направленных на ресоциализацию подростков с девиантным поведением.

Кроме этого в ряде регионов созданы Центры (комплексы) социальной реабилитации и адаптации подростков, функции которых значительно расширены. В составе Центров помимо приютов, учебной части, отделения временной изоляции несовершеннолетних созданы реабилитационные службы (малые производственные подразделения, детская гостиница, полиграфическая и швейная мастерские, теплица и т .д.), психолого­оздоровительный центр.

Обеспечение полноценного физиологического и интеллектуального развития личности, подготовка молодого поколения к самостоятельной и взрослой трудовой жизни объективно ставят задачу создания целой системы социальных служб, призванных заниматься этими проблемами, в том числе психологической службы. В настоящий период она представлена психологами в детских садах и школах; семейной психологической службой, организационно оформленной в виде городских или районных психологических консультаций; социальной службой, центральной фигурой которой является социальный работник.

Базисными видами деятельности специалистов, указанных служб, являются психолого-профилактическая, психолого-диагностическая и коррекционная работа, а также консультационная деятельность.

Необходимость такого вида социальных услуг все больше осознается населением и государством.

В системе психологического консультирования различают:

- возрастно-психологические (контроль за состоянием психологического развития ребенка);

- семейное психологическое консультирование ( оказание помощи населению по широкому кругу семейных проблем);

- психолого-педагогическое консультирование преподавателей и воспитателей;

- консультационная работа социального работника, в функции которого входит прежде всего задача представления интересов и прав клиента в широком социальном окружении.

Основными направлениями деятельности медицинских учреждений, оказывающих помощь детям и подросткам, являлись до недавнего времени сугубо медицинские проблемы. Это санитарно-просветительская работа среди девочек, их родителей и педагогов, осуществление профилактических осмотров для выявления "риск-группы" и больных, оказание лечебно­профилактической помощи девочкам и девушкам с гинекологическими заболеваниями и т.д. 1

Однако масса проблем интимной жизни детей, право на которую отрицалось взрослыми, заставляет сегодня медицинские учреждения вводить в свои штаты психологов, психотерапевтов, социальных работников, открывать" телефоны доверия".

При организации социальных служб для молодежи очень важно четко определить их задачи. Так, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних включает в себя четыре отделения: отделение диагностики, социальной реабилитации, дневного пребывания и стационар.

В задачи отделения диагностики входит: выявлять дезадаптированных детей и подростков, создавать банк данных о них; выявлять и анализировать факторы социальной дезадаптации детей, ее формы и стадии; изучать состояние здоровья, особенности личностного развития и поведения детей и подростков; разрабатывать индивидуальные программы социальной реабилитации несовершеннолетних, комплекс мероприятий, направленных на вывод их из сложной ситуации и создание условий для нормальной жизнедеятельности.

Основными задачами отделения социальной реабилитации являются: организация поэтапного выполнения про грамм социальной реабилитации несовершеннолетних; восстановление утраченных контактов с семьей, внутри семьи; оздоровление межличностных отношений несовершеннолетних, восстановление их социального статуса в коллективе сверстников, устранение психотравмирующих ситуаций, выработка навыков общения с взрослыми и сверстниками на основе норм нравственности; содействие в получении специальности и работы; оказание комплексной медико-педагогической и правовой помощи; решение вопросов устройства детей и подростков

Предпосылкой для формирования педагогической культуры социального работника являются его педагогические способности. их задатки считаются врожденными. Они проявляются в склонности человека работать с людьми, проявлять К ним интерес, терпение, выдержку и т.д. Но задатки еще не сами способности, а лишь анатомо-физиологические особенности, лежащие в основе их развития. Как и всякие другие способности личности, они могут стать ее сформировавшимся качеством, если личность постоянно работает над ними.

Педагогическая способность предполагает такую черту, как педагогическая наблюдательность. Она проявляется в умении дать характеристику объекту, выявить его сильные и слабые стороны, предположить реакцию клиента на оказываемое на него воздействие и т .д. Хорошо развитая педагогическая наблюдательность сильна в сочетании с даром педагогического предвидения. Точная диагностика состояния клиента - лишь изначальная сторона дела. Социальный работник должен видеть конечный результат, итоги предпринимаемых действий. Работая с человеком, он обязан предвидеть последствия своей деятельности и заранее прогнозировать ИХ. Педагогическое предвидение помогает смоделировать этапы работы, учесть основные проблемы и возможные противоречия. 2

Педагогической наблюдательностью и предвидением обычно обладают люди с развитым творческим воображением и гибким умом. Возникающие в социальной работе ситуации, как правило, неповторимы и требуют каждый раз нового, своеобразного подхода к их разрешению. Педагогические способности раскрываются при условии, если социальный работник досконально знаком с технологией осуществляемого воздействия и обладает необходимыми для этого знаниями.

Без психолого-педагогической включающего в себя грамотности нет педагогического мастерства, педагогическую технику и педагогический такт.

Эти понятия обозначают комплекс навыков и умений, необходимых для применения знаний педагогики и психологии в работе с людьми. Основной навык любого социального работника общего профиля - это интервьюирование. Этот навык предполагает знание того, как разговаривать с человеком, имеющим ту или иную проблему, таким образом, чтобы он (или она) чувствовали себя в безопасности, чтобы могли раскрыться. Социальный работник должен уметь помочь клиенту, создав обстановку, способствующую доверию, получению необходимой информации. Понятие для социального работника важен и навык самообладания. В психологии этот навык рассматривается как показатель социальной и эмоциональной зрелости личности. Самообладание не столько качество личности, сколько процесс управления своим поведением в экстремальной ситуации. С учетом того, что социальному работнику часто приходится бывать именно в таких ситуациях, ему необходимо развивать в себе способность к самообладанию.

Эти и другие навыки объединяются понятием «педагогическая техника». Эффективность ее применения будет гораздо выше, если она органически сливается с педагогическим тактом. Это понятие рассматривается в педагогической литературе как соблюдение принципа меры в общении с людьми, чтобы педагогические средства воздействия при неумелом пользовании ими не перерастали в свою противоположность. Педагогический такт проявляется в способности чутко улавливать малейшие изменения в настроении и психологическом состоянии клиента.

В жизни педагогический такт проявляется в самых разнообразных формах, но, прежде всего в вежливости, внимательности, доброжелательности, чуткости и т.д. У одних людей он вырабатывается быстрее, у других медленнее - в зависимости от уровня педагогической наблюдательности и предвидения, а также общей культуры и жизненной позиции личности. В процессе общения педагогический такт выступает в качестве регулятора как фундаментальных, так и межличностных взаимоотношений между людьми.

Важнейший путь овладения педагогическим тактом - постоянный самоконтроль и самоанализ поведения в любых ситуациях. При этом полезно учитывать тонкое замечание А.С. Макаренко: «Хотя люди понимают, что их воспитывают, но никто не любит подвергаться специальным педагогическим процедурам. Тем более люди не любят, когда с ними бесконечно беседуют о пользе воспитания и морализуют каждую фразу». В том и проявляется искусство социального работника, чтобы не выставлять на первый план свою воспитательную функцию, а действовать советом, добрыми пожеланиями, личным участием в решении проблем.

 

Литература:

 

1. Официальный сайт Министерства по делам молодежи, спорту и туризму / www.tatminmolsport.ru

2. Комсомольская правда от 2 декабря 2006 года.

3. Социальная работа: теория и практика. Учеб. Пособие / Отв. ред. д.и.н., проф. Е. И. Холостова, проф. А. С. Сорвина. – М.: ИНФРА – М, 2001. – 427с.

4. Социальная работа. Уч. пособие / Отв. Ред. Павленок П. Д. – Ростов н/ Дону: Феникс, 2003. – 480 с.

5. Постановление Правительства России от 27 декабря 2000 года № 1015 «О федеральной целевой программе «Молодежь России (2001- 2005)»

6. Колков В.В., Колков С.В., Шахина И. А. – Государственная молодежная политика и социальная работа с молодежью: Уч. пособие. – М.: Социально- технический институт, 2000. – 290с.

7. Неустроева А. Н. Проблемы социальной работы с молодежью // Российский журнал социальной работы. – 1998. – № 2. – С. 132 – 140.

8. Закон Республики Татарстан от 2 марта 1993 г. №1751-XII «О молодежи».

9. Отчет отрасли социальной защиты Республики Татарстан за 2006 год. – с.43.

10. Слуцкий Е.Г. Ювенальная политика в России: проблемы и перспективы. В сб. материалов коллегии «Итоги работы министерства по делам молодежи, спорту и туризму РТ за 2005 год и задачи на 2006 год». – 2001. – 80 с.

11. Цепляев А.Н. Кадровое обеспечение. В сб. материалов коллегии «Итоги работы Министерства по делам молодежи, спорту и туризму РТ за 2005 год и задачи на 2006 год». – Казань: РУМЦ, 2006. – С. 10-19.

12. Красносельская А.Е. О молодежном движении в России. // Смена. – 2003, октябрь. – С.5 –7.

13. Лопусов Е.И. О нашем движении. // Смена. – 2004, август. – С.7 –9.

14. Молодежное движение «Энергия жизни» - Молодежное движение России // www.omod.ru

15. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие /OrB. ред. Е. И. Холостова. - м.: 2002. - С.87.

16. Социальная психология.! Под ред. В.Е. Семенова, Кузьмина Е.С. - СПб.: 2001. - с.134.