Блок 2. Профильное обучение
Полевая практика.
Первые две недели кандидаты проходят полевую практику - работают непосредственно на улице вместе с наставниками.
По истечении двух недель практики кандидата руководством принимается решение о найме кандидата или отказе в вакансии.
В случае отказа необходимо четко объяснить кандидату причину отказа.
Если претендент подходит для выполнения обязанностей уличного социального работника, то с ним заключается договор, выдается все необходимое для работы оборудование и подшивка, включающая в себя методические рекомендации, должностные обязанности, правила техники безопасности, памятку уличного социального работника.
По прошествии двухнедельного срока организуется профильное обучение теоретическим и практическим основам уличной социальной работы. В основном, это такие формы работы, как тренинги, самостоятельная работа с методической литературой и информационными материалами по уличной социальной работе, консультирование и супервизорская поддержка со стороны опытных коллег. Эту работу выполняют ветераны-наставники, проработавшие не менее полугода.
Основные темы тренингов и семинаров:
- Возрастные особенности детей и подростков.
- Причины и профилактика дезадаптации и девиантного поведения.
- Деструктивная семья.
- Агрессивность, ее причины и методы преодоления.
- Акцентуации характера.
- Психологическая характеристика детей группы риска
- Категории детей/ подростков в зависимости от срока их проживания на улице.
- Методы эффективного взаимодействия с детьми и подростками;
- Первый контакт с ребенком/подростком на улице, его организация и значение;
- Мотивирование ребенка/подростка на сотрудничество.
- Возможности психологической помощи ребенку/подростку на улице.
- Профессиональное сгорание.
Взаимодействие государственных структур в социальной помощи и защите прав ребенка (территориальные ресурсы района), взаимодействие с другими структурами.
- Формы и методы групповой работы с детьми и подростками.
- Как сотрудничать с родителями.
Планы помощи в экстренных случаях: во время очередного запоя родителей, в случае угрозы насилия, при токсическом отравлении.
- Психологическая диагностика.
- Виды и особенности ПАВ.
- Причины и профилактика химической зависимости.
- Зависимость и созависимость.
В работе полезно использовать примеры из практики уличной социальной работы, упражнения для иллюстрации и закрепления материала, обсуждать возможные варианты и возникающие чувства и мысли участников.