ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, мы рассмотрели основные аспекты проблемы повышения устойчивости, функционирования народного хозяйства в ЧС, которые были выработаны на основе научных исследований и опыта работы над ней различных организаций, в том числе исследований ранее проведенных в интересах обороны страны при непосредственном участии гражданской обороны страны.

В 1987 г. на гражданскую оборону были возложены функции по предупреждению и ликвидации последствий ЧС мирного времени (постановление Правительства "О коренной перестройке гражданской обороны" от 30 июля 1987 г.).

С образованием Российской системы предупреждения и действий в ЧС (постановление Правительства Российской Федерации № 261 от 18.04. 1992 г.), преобразованной впоследствии в Единую Государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС (постановление Правительства РФ от 5.11.1995 г. № 1113), ситуация с решением проблемы устойчивости изменилась весьма существенно. Одним из проявлений этого стало появление проекта "Общих требований по повышению устойчивости функционирования отраслей промышленности, транспорта, энергетики и сельскохозяйственного производства в чрезвычайных ситуациях". Этот документ заслуживает более подробного рассмотрения.

Современные подходы к решению проблемы ,обеспечения устойчивого функционирования объектов экономики и территорий прорабатывались во ВНИИ ГОЧС и изложены в проекте "Общих требований" (НИР "Фаталист", ВНИИ ГОЧС).

Требования по ПУФ отраслей экономики сгруппированы по следующим основным направлениям рис.7

1. предотвращение (снижение риска) возникновения аварий и катастроф техногенного и природного характера в мирное время;

2. обеспечение защиты населения, производственного персонала и его жизнеобеспечения;

3. рациональное размещение объектов и его элементов;

4. снижение тяжести (локализация) последствий ЧС;

5. подготовка к работе в условиях ЧС;

6. подготовка системы управления, сил и средств РСЧС к ликвидации последствий ЧС.

Приоритет совершенно справедливо отдан профилактике ЧС и это соответствует здравому смыслу и имеющейся на сегодняшний день обстановке.

Кроме того, введены два понятия:

- устойчивость в условиях повседневной деятельности;

- устойчивость в условиях возникновения источников ЧС (п.18 Положения "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС" от 5.11.1995 г. № 1113).

В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования РСЧС:

режим повседневной деятельности - при нормальной производственно-промышленной, РХБ, сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий;

режим повышенной готовности - при ухудшении производственно-промышленной, РХБ, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности (угрозе) возникновения ЧС;

режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и во время ликвидаций ЧС.

 

В первом случае - это способность выполнять свои функции при заданном (приемлемом) риске возникновения ЧС.

Во-втором, согласно ГОСТ Р.22.0.02-94 " Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий", риск возникновения ЧС - это вероятность или частота возникновения источника ЧС, определяемая соответствующими показателями риска.

В документе содержатся принципиальные положения, которыми должны руководствоваться органы управления отраслевых звеньев народного хозяйства, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, при разработке и осуществлении мероприятий, направленных на повышение устойчивости их функционирования.

 

Напомним документы, регламентирующие мероприятия по проблеме повышения устойчивости функционирования объектов экономики и территорий в ЧС:

- Федеральный закон “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ;

- Положение о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5.11.1995 г. № 1113;

- Общие требования повышения устойчивости функционирования народного хозяйства в военное время, принятые 30.03.1979 г. постановлением Правительства;

- СНиП 2.01.51-90. “Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны”;

- Общие требования по повышению устойчивости отраслей промышленности, транспорта, энергетики и сельскохозяйственного производства в ЧС (Проект, разработан ВНИИ ГО ЧС, 1979 г.).

- Пособие: “Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях” под общей редакцией заместителя Министра МЧС России М.И. Фалеева, Изд. г. Калуга: ГУП ”Облиздат ”, 2001 г.;

- Учебное пособие: “Основы устойчивости функционирования экономики и территорий”, Изд. АГЗ, новогорск,1995 г.

Общие требования можно изучить в следующих изданиях:

1. Гражданская оборона. М., Воениздат 1986 г. стр. 118-177.

2. Гражданская оборона области. М., Воениздат, 1985 г., стр.273-352.

3. Гражданская оборона министерства, государственного комитета, ведомства. ВЦК ГО. 1985 г. стр.107-155.

4. Материалы совещания руководящего состава ГО СССР по проблеме повышения устойчивости функционирования народного хозяйства страны в военное время. Штаб ГО СССР”, принятые специальным постановлением Правительства 30.03.1979 г.

В ”Материалах совещания…” полностью изложены “Общие требования повышения устойчивости народного хозяйства в военное время. В других перечисленных изданиях изложены основные положения “Общих требований...”

Следует подчеркнуть, что требования повышения устойчивости функционирования народного хозяйства страны в военное время способствует решению задач мирного времени, стоящих перед РСЧС. По заданию МЧС России ВНИИ ГО ЧС разработал “Общие требования по повышению устойчивости отраслей промышленности, транспорта, энергетики и сельскохозяйственного производства в чрезвычайных ситуациях”.

Данные требования ориентированы в основном на решение задач в ЧС мирного времени, но они приемлемы и для подготовки к функционированию в военное время различных звеньев народного хозяйства.

Следует подчеркнуть, что на основе “Общих требований” были разработаны территориальные требования повышения устойчивости функционирования народного хозяйства республик, краев, областей, категорированных городов, а также отраслевые требования. Содержание некоторых отраслевых требований изложены в ряде ведомственных нормативных документов.

Требования по повышению устойчивости функционирования различных территориальных звеньев народного хозяйства являются основой для планирования и реализации мероприятий по повышению устойчивости и по предупреждению ЧС.

Знание основных положений нормативной правовой базы по вопросам устойчивого функционирования в ЧС как мирного, так и военного времени необходимы для качественной подготовки руководителей органов управления различных уровней и специалистов РСЧС.

Обеспечение устойчивого функционирования экономики - сложная многоплановая проблема, имеющая глубокие корни в исторической ретроспективе. Опыт, накопленный в гражданской обороне, проведенные научные исследования и опыт промышленно развитых стран говорят о необходимости сосредоточения усилий государственных структур управления на решении, прежде всего, задачи профилактики ЧС техногенного характера и всестороннему учету опасностей поражающих факторов ЧС природного характера. Общие требования к отраслям экономики являются фундаментом для разработки и реализации комплекса, заблаговременно проводимых мероприятий практически на всех объектах экономики.

Исходя из выше сказанного можно сделать вывод, что повышение устойчивости функционирования экономики страны и ее звеньев в ЧС заключается в заблаговременной разработке и осуществлении комплекса мероприятий,выполняемых с целью РИС.8

Предотвращения производственных аварий и катастроф;

Снижения возможных потерь и разрушений от современных средств поражения, диверсий, террористических актов, вторичных поражающих факторов и стихийных бедствий;

Создания условий для восстановления нарушенного производства в минимальные сроки и обеспечения нормальных условий жизнедеятельности населения.

Основным фактором успешного решения данной проблемы среди всего комплекса проводимых мероприятий является учет и повсеместное внедрение на практике основных требований Норм проектированияИТМ ГОЧС, которым отводится важная роль в решении проблем повышения устойчивости функционирования территорий, отраслей и объектов.

Объем и содержание ИТМ ГОЧС определяется в зависимости от групп городов и категорий объектов народного хозяйства по гражданской обороне с учетом зонирования территории по возможному воздействию современных средств поражения и их вторичных поражающих факторов, а также от характера и масштабов возможных аварий, катастроф и стихийных бедствий природного и техногенного характера.

Основополагающими нормативными документами по выполнению инженерно-технических мероприятий ГО мероприятий по предупреждению ЧС являются строительные Нормы и Правила 1990 г. “Инженерно-технические мероприятия Гражданской обороны” СНиП 2.01.51-90, содержание которого устанавливает основные подходы по организации выполнения мероприятий по данной проблеме. Требования Норм проектирования ИТМ ГО должны выполняться на всей территории страны.

1. Общие положения.

2. “Защитные сооружения гражданской обороны и ОНХ. Светомаскировка городских и сельских населенных пунктов”.

3. Размещение объектов и планировка городов.

4. Предприятия и инженерные сети.

5. Электроснабжение и гидротехнические сооружения.

6. Электросвязь и проводное вещание, радиовещание и телевидение.


 

 
 
Рис 1
 
 

 
 
Рис.2
 
 

 

 
 
ОБЩАЯ СХЕМА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ УСТОЙЧИВОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

 

 

     
 
исследовательский, на котором выявляются "слабые", "узкие" мес-та в деятельности звена народного хозяйст-ва, вырабатываются предложения по устра-нению этих "слабых", "узких" мест
 
 
проверки и оценки предлагаемых мероприятий на эффективность и выбора наиболее целесообразных решений для данных условий. В этой связи трудно переоце-нить учения ГО, на которых можно проверить предложения и рекомендации по повышению устойчивости функционирования любого звена народного хозяйства, получить по ним объек-тивные заключения
 
 
реализации обоснованных и проведенных мероприятий через установленную систему планирования и контроля