Достоинства и недостатки
Технология
Разновидности
Почтовый опрос
Достоинства и недостатки
Основные недостатки телефонного опроса:
· небольшая длительность: средняя продолжительность интервью не должна составлять более 15 минут. Поэтому с помощью телефона невозможно собрать глубинную информацию или мнения респондентов по широкому кругу вопросов;
· ограничения по числу и сложности вопросов в интервью;
· невозможность предъявления респондентам визуальной информации;
· при телефонном опросе юридических лиц практически невозможно получить достоверную информацию по некоторым вопросам, особенно если они касаются доходов фирмы, ее поставщиков и клиентов;
· телефонные опросы, как правило, не подходят для опроса руководителей высокого ранга (генеральный директор, коммерческий директор).
Основные достоинства телефонного опроса:
· относительная дешевизна (по сравнению с другими методами);
· оперативность получения данных;
· возможность контролировать работу интервьюеров.
Метод заключается в рассылке анкет и получении на них ответов по почте. Почтовый опрос не требует большого штата интервьюеров, но требует профессионального подхода к созданию выборки.
Разновидностью почтового опроса является прессовый опрос. Его отличие заключается в том, что анкета не рассылается, а печатается в каком-либо издании. Прессовый опрос обычно используется в двух случаях: когда редакция хотела бы узнать мнение читателей о своем издании, или когда через печатный орган выясняется отношение определенной группы населения к какой-либо актуальной и важной проблеме. В последнее время коммерческие фирмы совместно с периодическими изданиями стали проводить своеобразные рекламно-исследовательские акции.
Проведение почтового включает в себя несколько этапов.
· разработка и тиражирование анкет;
· формирование адресного списка рассылки;
· рассылка анкет;
· получение, обработка анкет, построение диаграмм, таблиц и распределений: данные, полученные от респондентов, подвергаются статистической обработке и анализу;
· аналитическое описание результатов опроса: по результатам опроса заказчику предоставляется отчет, содержащий графики и таблицы с распределениями ответов различных групп потребителей на вопросы исследовательской анкеты, а также основные выводы.
Основные недостатки почтового опроса:
· низкий процент возврата анкет. Обычно возврат анкет при почтовом опросе не превышает 30-50%;
· «самовыборка» респондентов: в зависимости от темы опроса в нем могут принять более активное участие либо молодежь, либо пенсионеры, либо домохозяйки и т. п. Помимо этого нередко в почтовом опросе участвуют люди, имеющие своеобразное отношение к исследуемой проблеме. Таким образом, при проведении почтового опроса есть реальная опасность получения «смещенной» информации.
Основные достоинства почтового опроса:
· дешевизна опроса: почтовый опрос является одним из самых дешевых методов сбора информации;
· простота организации опроса: нет необходимости в подготовке большого штата интервьюеров и контроле за их работой;
· почтовый опрос позволяет опросить жителей самых отдаленных регионов, недоступных для проведения телефонных и личных опросов;
· время для заполнения анкеты выбирает сам респондент, а, значит, он может спокойно разобраться со всеми сложными вопросами.