Пирамидка ЕЗМП

Классификация реального многообразия

Классификация ФМ

ЕЗМП

Первое что бросается в глаза человеку – это качественное многообразие мира, но следующим возникает вопрос о единстве этого многообразия.

Любой объект материального мира уникален и нетождествен другому. Но при всей уникальности и непохожести объектов определенные их группы в своем строении обладают общими признаками. Например, существует очень большое разнообразие атомов, но все они устроены по одному типу - в атоме должно быть ядро и электронная оболочка. Огромное многообразие молекул - от простейшей молекулы водорода до сложных молекул белков - имеет общие структурные признаки: ядра атомов, образующих молекулу, стянуты общими электронными оболочками. Можно обнаружить общие признаки строения у различных макротел, у клеток, из которых построены живые организмы, и т.д. Наличие общих признаков организации позволяет объединить различные объекты в классы материальных систем. Эти классы часто называют уровнями организации материи или видами материи.

 

 

Материальное единство мира выражается в единстве мирового процесса развития, те в ЕЗМП. Мир– это вечный процесс, вечно движущаяся и развивающаяся материя. Все формы материи выступают в качестве ступеней единого бесконечного мирового процесса развития. Так как все научное знание, вся духовная и материальная культура общества основывается на познании и практическом использовании этих фундаментальных ФМ, то материальное единство мира выражается в мировом процессе развития. Идея единого мирового процесса была разработана Энгельсом и Лениным и включена в число важнейших обобщающих идей материализма. Согласно Ленину: мир есть вечный процесс, вечно движущаяся развивающаяся материя.

ЕЗМП представляет собой закономерную последовательность ступеней, возникающих в результате развития субстанции, которая порождает их из себя самой в силу своей природы. Основной идеей единого мирового процесса служит идея аккумуляции содержания в процессе развития. Каждая последующая ступень, возникая из предыдущей не устраняет, а сохраняет ее в себе. Тем самым субстанция не только ничего не оставляет позади себя, но несет с собой и все приобретенное и обогощается и сгущается внутри. (Гегель)

Как мы уже наблюдали, основные формы материи демонстрируют нам восхождение от низшего к высшему и при чем это восхождение обладает не случайным а закономерным характером.

Окружающий нас материальный мир един и вместе с тем много­образен. Опираясь на данные частных наук, научная философия изуча­ет наиболее общую структуру мира. С позиций научной философии реальный мир — это последовательность бесконечного множества форм материи и соответствующих им форм движения и развития. По устаревшей традиции последние в учебной и научной литературе обычно называются формами движения, хотя речь должна идти о при­сущей каждой форме материи форме развития, включающей в себя и то, что называют формой движения.

Форма материи — это вид материи, “определенная материя”. (Энгельс), или, иначе, материя на определенной ступени развития. Форма движения и развития, или, короче, форма развития — прису­щий форме материи способ развития, включающий в себя и способ изменения.

 

Научн.определение матери возникает вместе с марксизмом, научн.опр-ие дал Ленин в книге «Матер-зм…».Мат-я-это О-ная реальность,даная нам в ощущении,сущ-щая до,вне и независимо от сознания. Понятие существования явл. более широким, чем понятие мат-я, ибо одинаково сущ-ет и мат-я и сознание. Однако п-е сущ-ние фиксирует лишь наиболее общее и бедное св-во мира - то, что он есть, но не фиксирует его качественную сторону/сущность. à Энг. отверг утверждение метафиз.материал-та Дюринга о том,ч. единство мира заключается в его сущ-нии/бытии. Единство мира состоит в его матер-ти,а не бытии. Более мощным и содержатель. явл. понятие О-ная реальность. О-ное - сущ-ющее до, вне и неза-мо от сознания. Производность сознания от мат-и выражается в том,ч. сознание имеет заимствованное во внеш.мире сод-ние и à оно опис-ся не в совершено самостоятельных понятиях, а в тех, которые заимствованы у мататерии.

Вторичность сознания объясняется тем, что внешний мир независим от сознания, а сознание зависит от внешего мира. по Ленину: противоп-сть мат-и и созн-я заключается в незав-ти мат-и от сознания и производности созн-я от мат-и, т.е. содержится в отношении первичности-вторичности.Эта противоп-сть абсолютна. НО, она обладает и относительностью: т.к. созн-е едино, сходно с мат-ей, порождено(родственно) мат-и=>отношение первичности-вторичности включает не только противоп-ть, но и единство М и С. Признак быть «Объективной реальностью» явл. универсаль., интегр.призн-м, в -м выражено бесконеч.многообр-ие мира, всех вещей и св-в мира.

 

Итак, мир это Единый Закономерный мировой процесс. Единство мира проявляется в его материальности, закономерный процесс – тк развитие его протекает по законам. Таким образом, основной установкой современной научной философии является установка на единство и закономерность развития мира. Если предположить что мир представляет собой продукт моего воображения, то я придумал бы себе мир прекрасный, совершенный, благодетельный. Однако я вынужден мириться с тем, что есть и что доставляет мне страдание и разочарование; я должен это принять и бессилен изменить, следовательно, реальность существует сама по себе. Следовательно, мудрость в том, чтобы в хаосе человеческих поступков и мыслей, в многообразных связях вещей видеть не только изменчивость, но и некую устойчивость, единое Бытие.

Космология дает нам реальные представления о Вселенной и Земле, физика раскрыла строение атома, биология анализирует функционирование живой клетки, социология выявляет процессы общественной жизни, психология подбирается буквально к «душе» человека. Мировая цивилизация накопила гигантские знания о всех сторонах бытия, однако потребность в философии не отпала. Цель философии в этом и заключается, в том чтобы объединить все многообразие научных открытий под единой картиной мира – глубоко научной картиной.

Атрибуты материи

(неотъемлимые сущ-ые свойства)

пространство

Принято различать прежде всего три важнейших атрибута мате­рии, выступающие в качестве ее внутренних форм бытия (существо­вания)' пространство, время и движение — развитие. К атрибутам материи относятся также еще ряд ее свойств несколько иного рода, или круга: отражение, бесконечность, бесконечное качественное и количественное многообразие материи. Если пространство и время — формы бытия материи, то бесконечное качественное и количествен­ное многообразие характеризует содержание материи.

В своем практическом взаимодействии с материальным миром человек имеет дело именно с отдельными материальными объектами. Эти объекты воспринимаются как нечто специфически индивидуальное. В результате сравнения различных отдельных материальных объектов улавливается их сходство, общность в определенных отношениях. Есть разные классы сходных объектов, меньшие и большие по количеству их членов. Для обозначения того, что присуще всем материальным объектам, употребляется термин «всеобщее», или «атрибут».

Не следует отождествлять атрибуты материи и онтологические категории. Ведь атрибуты материи существуют объективно, а категории – в познании и сознании.Смешение атрибутов и категорий происходит часто оттого, что и то и другое может обозначать одним словом. Возьмем, к примеру, слово «время». Оно может обозначать само реальное время (атрибут материи) и понятие о времени (категорию). В таких случаях нужно уточнить смысл употребления такого слова в различных контекстах.