Виды синтаксической связи предложений в тексте.

Т е к с т – это объединенная общим смыслом последовательность предложений, абзацев, разделов и т.д. При рассмотрении текста главное внимание обычно уделяют центральному его звену – сложному синтаксическому целому.

Сложное синтаксическое целое (или сверхфразовое единство) – это группа предложений, объединенных не только общим смыслом, но и цепной, параллельной или присоединительной связью.

Цепная связь раскрывает последовательное движение мысли в речи. Здесь существенным является понятие темы и ремы. Тема представляет собой в предложении начало движения мысли, то, что дальше будет каким-либо образом охарактеризовано. Тема – это «данное», что уже известно, рема же представляет собой развитие мысли, является тем «новым», что сообщается о теме. Такое движение мысли от известного к новому, неизвестному характеризует обычное, стандартное предложение.

Однако развитие информации, мысли от темы к реме на этом не кончается. Бывает, что рема в одном предложении становится темой в следующем, которая требует, в свою очередь, новой ремы, например: В городе открылась очередная выставка. На выставке были представлены работы молодых скульпторов.

Формально цепная связь может выражаться: 1) повтором конечного существительного, как в только что приведенных предложениях; 2) путем замены конечного существительного местоимением: В городе открылась очередная выставка. На ней были представлены работы молодых скульпторов; 3) заменой конечного существительного первого предложения его синонимом во втором предложении: В городе открылась очередная выставка. На вернисаже были представлены работы молодых скульпторов.

Параллельная связь представляет собой конструирование предложений по одному образцу, по одной модели. Эта связь также имеет формальные показатели: Наступила ночь. Подул ветер. Набежали тучи. Пошел дождь. Все эти предложения построены по образцу первого: глагол-сказуемое в форме прошедшего времени + подлежащее, выраженное существительным. Следовательно, параллельная связь предложений находит формальное выражениев том, что, во-первых, они строятся по одной модели; во-вторых, имеют сходный порядок слов; в-третьих, часть членов этих предложений грамматически оформлена одинаково.

Присоединительная связь отличается от цепной и параллельной тем, что предложения при этой связи обычно неоднотипны по структуре. В последнем предложении могут использоваться союзы типа притом, причем, к тому же, а потому: Современное искусство опустилось до роли наркоты, удовлетворяющей низменные потребности. Причем это относится не только к эстраде, но и к книгам, а тем более к кино.

7. Стилистические нормы – это владение умением использовать в том или ином функциональном стиле присущие ему языковые средства. Невладение умением употреблять языковые средства в соответствии с требованиями стиля приводит к стилистическим ошибкам, например: «Объявить благодарность кондукторше Ивановой»; «Руководство предприятия уцепилось за рационализаторское предложение»;«Воскресники положили начало благоустройству райцентра, однако в этом деле у нас еще работы непочатый край;«Уборку зерновых в области завалили, ссылаясь на плохие погодные условия»; «Хорошенькие речонки протекают по русской равнине»; «Некоторые делегаты тихонечко покинули зал заседаний»; «Ввиду отсутствия красной розы жизнь моя будет разбита».

Бюрократизация всех форм жизни нашего общества в застойный период привела к тому, что в русском языке чрезмерно усилилось влияние официально-делового стиля. Элементы этого стиля, неоправданно употребляемые за его пределами, называются канцеляризмами. К ним принадлежат характерные слова и выражения (наличие, за неимением, во избежание, должный, вышеуказанный, в данный момент, отрезок времени, на сегодняшний день и под.), множество отглагольных существительных (взятие, раздутие, проживание, нахождение, изъятие, прогул, выгул, недокомплект и др.); отыменные предлоги (в деле, в части, в целях, по линии, за счет и т. д.). Формулировки, изобилующие канцеляризмами и речевыми штампами, помогали уходить от прямого разговора на острые темы, называть вещи своими именами: Отмечались отдельные недостатки в деле развития общественного животноводства; Отрицательная сторона в деле деятельности предприятия заключается в случаях выпуска бракованных изделий.

Канцеляризмы проникают не только в книжную, но и в разговорную речь, в которой можно отметить порой нелепые сочетания стилистически несовместимых слов: [в обращении к ребенку] По какому вопросу плачешь? (пример К. И. Чуковского); [в бытовой обстановке] При наличии жены я не стану мыть посуду! Абсурдность насыщения разговорной речи канцеляризмами становится очевидной, когда мы встречаемся с их пародийным употреблением: «Представим себе, что муж за обедом спрашивает жену, чем она сегодня занималась. В ответ он слышит: В первую половину дня я ускоренными темпами обеспечила восстановление надлежащего порядка на жилой площади, а также в предназначенном для приготовления пищи подсобном помещении общего пользования. В последующий период мною было организовано посещение торговой точки с целью приобретения необходимых продовольственных товаров...» (пример В. Г. Костомарова).

Стилистические нормы запрещают также использование в книжном стиле слов со сниженной стилистической окраской: проворонить, болтун, брехня, бабка, тетка и т.п.

8. Орфографические нормы – это система научно обоснованные и утвержденные государством правила написания слов.

Обычно в эту систему включают: 1) правила написания гласных и согласных в корне слова и других его частях, букв ъ и ь; 2) раздельные, слитные и дефисные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов с одной строки на другую.

Системы норм орфографии обязан придерживаться каждый пишущий.

9. Пунктуационные нормы - правила постановки знаков препинания на письме в соответствии с логической структурой мысли.

К правилам пунктуации относится употребление знаков препинания (точки, запятой, точки с запятой, двоеточия, тире, кавычек) с целью членения письменной речи на те или иные отрезки для лучшего их понимания.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Дайте определение понятию «литературная норма».

2. Перечислите все типы (виды) литературных норм.

3. Какое произношение характерно для литературного языка?

4. Расскажите об особенностях русского ударения.

5. Что определяют лексические нормы?

6. Какие лексико-фразеологические ошибки часто допускаются в речевой практике?

7. В чём заключаются нормы морфологические (грамматические)?

8. Что регулируют словообразовательные нормы?

9. Какие правила диктуют нормы синтаксические?

10. Расскажите о видах синтаксической связи предложений в тексте.

11. Почему необходимо соблюдать стилистические нормы?

12. Расскажите о канцеляризмах.

13. Чем отличаются нормы правописания от норм произношения?

 

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Из истории русского правописания.

2. Необходимость новой редакции правил правописания.

3. Пресса и орфография.