Введение в экономику отрасли инфокоммуникаций

Конспект лекций по дисциплине

Кафедра экономики и управления на предприятии

 

 

Афанасьев А.А.

 

 

по дисциплине

«ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ ИНФОКОММУНИКАЦИЙ»

 

 

Казань 2012

 

 

Отрасль – совокупность продавцов/производителей товаров или услуг, которые полностью заменяют друг друга и в производстве которых используются единые технологии и навыки.

Макроэкономика рассматривает следующие группы отраслей народного хозяйства:

· Основное производство;

· Обслуживание основного производства, или инфраструктура (infra – ниже, под; structure – строение, расположение).

Отрасль инфокоммуникаций (отрасль связи) представляет собой отрасль инфраструктуры. Производственный процесс в отрасли протекает в сфере предоставления коммуникационных услуг. Отрасль связи включает две основные подотрасли:

· Почтовая связь;

· Электросвязь.

Электросвязь объединяет в себя комплекс сетей (технологических систем), используемых для передачи различных видов информации. Совокупность технологически сопряженных сетей электросвязи на территории РФ, объединенных общим централизованным управлением, составляет Взаимоувязанную Сеть Связи (ВСС) России. Основа ВСС России – сеть связи общего пользования – все сети электрической и почтовой связи, кроме выделенных и ведомственных сетей (сетей ограниченного пользования).

Подотрасли электрической связи:

1. Документальная связь.

2. Междугородная телефонная связь.

3. Местная телефонная связь

4. Звуковое проводное вещание.

5. Телерадиокомплекс.

6. Телематические службы: телетекст, телефакс, бюрофакс, датафакс.

 

Отрасль ведет свою деятельность на рынке олигополии, основными характеристиками которого являются:

· ограниченное число фирм, работающих в условиях жесткой конкуренции (пример – фирмы, осуществляющие услуги в области сотовой телефонии);

· высокие темпы роста объемов реализации услуг;

· высокие темпы научно-технического прогресса;

· сложность вхождения в отрасль новых фирм, обусловленная необходимостью привлечения больших капитальных вложений;

· высокая доходность хозяйственной деятельности фирм.

Жесткая конкуренция фирм, работающих на рынке олигополии, вынуждает их применять различные стратегии в целях повышения своей конкурентоспособности. Основными стратегиями таких фирм являются:

· повышение качества и разнообразия предоставляемых услуг;

· снижение цен на предоставляемые услуги.

Эти стратегии противоречивы, и задача управления фирмой на стратегическом уровне заключается в нахождении их разумного сочетания.

Особенностью отрасли связи является структура имущества составляющих ее предприятий. На долю средств долговременного использования (здания, сооружения, оборудование) приходится 92 -97 % всего имущества, и лишь 3 – 8 % составляют материальные средства, потребляемые для непосредственного оказания услуг. Предмет труда в отрасли – информация – имеет не вещественный характер, и при оказании услуг не используются сырье и материалы, как в производственных отраслях.

Структура работников связи отрасли.

· Почтовая связь ~ 40 % , имеет тенденцию к уменьшению.

· Электросвязь ~ 57 %, имеет тенденцию к увеличению.

· Радиотелекосмическая связь ~ 3 %, тенденция неизменна.

На территории РТ услуги связи оказывают более 40 операторов связи

1. Операторы проводной связи: ОАО «Таттелеком», ООО «Телесет»

2. Операторы сотовой связи: ОАО «МТС», ОАО «Вымпелком» («Билайн»), ОАО «Мегафон»

Объем услуг, предоставленных отраслью в 2012г. составил около 1,9 трл.р., что соответствует примерно 4,6% от ВВП.