В зависимости от количества конвоируемых, степени их опасности и других обстоятельств конвой милиции может быть обыкновенным и усиленным.
Обыкновенный конвой назначается из расчета: на одного-двух конвоируемых – 2 конвоира; на 3-6 конвоируемых – 3 конвоира; на 7-10 конвоируемых – 7 конвоиров. Если в составе конвоя пять и более конвоиров, назначается помощник начальника конвоя.
Усиленный конвой назначается при наличии информации о намерении кого-либо из конвоируемых совершить побег, нападение на охрану, причинить какой-либо вред себе или окружающим, а также в связи с большой протяженностью маршрута конвоирования, сложными географическими и климатическими условиями.
При усиленном конвое: на 1 конвоируемого должно быть 3 конвоира; на 2-4 конвоируемых – 6 конвоиров; на 5-6 конвоируемых – 8 конвоиров; на 7-8 конвоируемых – 10 конвоиров; на 9-10 конвоируемых – 12 конвоиров. Начальником усиленного конвоя назначается сотрудник из числа среднего начальствующего состава милиции. В целях повышения надежности охраны конвоируемых в состав конвоя может включаться кинолог со служебной собакой.
При компактном расположении обслуживаемых объектов и наличии автомобильных дорог организуется кольцевое конвоирование между ИВС, следственными изоляторами, обменными пунктами и судами. Такое конвоирование предполагает рациональное использование сил, транспортных средств и сокращение количества рейсов за счет установления кратчайших маршрутов движения по графикам и заполнения камер специальных автомобилей до предусмотренных норм.
Конвоирование заключенных под стражу лиц осуществляется следующими способами:
– в специальных автомобилях;
– в специальных вагонах пассажирских поездов;
– в легковых и грузовых автомобилях;
– на речных и морских судах;
– на самолетах и вертолетах;
– на гужевом транспорте;
– пешим порядком.
Основанием для конвоирования заключенных под стражу лиц тем или иным способом является:
1) письменные заявки следователей (дознавателей), судей, начальников ИВС (СИЗО) для производства следственных действий или рассмотрения дела в суде;
2) санкционированное прокурором постановление или определение судьи об этапировании;
3) постановление прокурора, следователя или определение суда о производстве следственных действий;
4) истечение срока содержания в ИВС лиц при наличии санкционированного прокурором постановления или определения суда, о заключении подозреваемого (обвиняемого) под стражу, а также приговора об осуждении к лишению свободы;
5) распоряжение начальника ИВС о направлении подозреваемого в лечебное учреждение, баню общего пользования и на обменный пункт на плановом маршруте конвоирования.
Конвой, получив приказ и предписание на выполнение задачи, следует в пункт приема подозреваемых (обвиняемых), где начальник конвоя обязан:
– предъявить дежурному по ИВС предписание на право приема или сдачи конвоируемых;
– получить подготовленные документы, проверить правильность их оформления;
– определить порядок приема и размещения конвоируемых по камерам специального автомобиля, информировать конвоиров о лицах, за которыми требуется усиленное наблюдение.
– произвести расчет и расстановку состава конвоя для проведения личного обыска и охраны подозреваемых и обвиняемых на время приема их для конвоирования;
– осмотреть помещение, где будет производиться прием подозреваемых и обвиняемых; убрать предметы, которые могут быть использованы для побега или нападения.
Документы на подозреваемых и личные дела обвиняемых передаются начальнику конвоя в опечатанных пакетах. На пакеты наклеиваются справки по личным делам с фотокарточками этих лиц. При этом в справках на лиц, склонных к побегу, должна стоять надпись «СП».
Следует заметить, что приему для конвоирования не подлежат:
а) лица с неправильно оформленными документами и без документов;
б) больные, не подлежащие по заключению врача (фельдшера) конвоированию;
в) беременные женщины без справки врача о возможности их конвоирования;
г) не обеспеченные по установленной норме продовольствием на путь следования или одетые не по сезону;
д) бывшие в контакте с инфекционными больными, не прошедшие необходимого медицинского освидетельствования и лабораторного обследования, до получения результатов такого освидетельствования.
Подозреваемые и обвиняемые инвалиды, для передвижения которых требуется постоянная помощь, принимаются для конвоирования только с сопровождающими, выделяемыми ИВС или следственными изоляторами из числа сотрудников этих учреждений.
Конвоирование обвиняемых в республиканские, краевые, областные, окружные, городские, районные суды и охрана их во время судебных заседаний осуществляется на основании установленных документов о принятии этих учреждений под обслуживание и соответствующих указаний министров внутренних дел, начальников ГУМВД, УМВД, УМВД на транспорте.
Перед доставлением обвиняемых в суд, помещение суда принимается под обслуживание.
Прием суда под обслуживание оформляется актом межведомственной комиссии, в котором указываются:
– наименование суда и конвойного подразделения милиции (органа внутренних дел), их точные адреса;
– характеристика залов судебных заседаний, помещений для конвоя и содержания обвиняемых; обеспечение их необходимым оборудованием, препятствующим побегу, средствами связи и сигнализации;
– порядок изготовления съемного оборудования, выделения помещений для содержания обвиняемых и размещения конвоя в местах проведения выездных сессий этого суда;
– маршруты конвоирования от специальных автомобилей до камер для содержания обвиняемых, в залы судебных заседаний и обратно;
– порядок взаимодействия с руководителями суда;
– недостатки в оборудовании помещений суда, сроки их устранения и ответственные за это должностные лица.
Один экземпляр акта, подписанный председателем суда и командиром конвойного подразделения (начальником ОВД), направляется в МВД, ГУМВД, УМВД, УМВД на транспотре, где издается приказ о принятии суда под обслуживание, а другой – в соответствующие органы юстиции для контроля за устранением отмеченных недостатков.
Важным элементом организации конвойной службы милиции является управление нарядами по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых.
Управление нарядами включает в себя:
а) принятие решения на охрану и конвоирование подозреваемых и обвиняемых;
б) подготовку сил и средств для выполнения этих задач;
в) контроль за несением службы по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых;
г) учет и оценку результатов деятельности нарядов, выполняющих эти обязанности.
Решение на охрану и конвоирование подозреваемых и обвиняемых принимается начальником органа внутренних дел или командиром конвойного подразделения и отражается в книге службы нарядов.
Подготовка сил и средств к несению службы осуществляется в соответствии с требованиями Устава патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности. Нарядам выдается табельное оружие, проводится инструктаж личного состава и отдается приказ о заступлении на службу по конвоированию подозреваемых и обвиняемых.
При проведении инструктажа объявляется расчет действий конвоя при возможном нападении на него одного лица или всех конвоируемых. Расчет должен содержать несколько предполагаемых вариантов нападения и алгоритм действий сотрудников милиции в зависимости от способа конвоирования.
При нападении на конвой его состав обязан действовать в соответствии с расчетом, при этом, с учетом обстановки движение конвоируемых или прекращается, или ускоряется (с переходом на запасной маршрут), либо они надежно изолируются. О нападении, по возможности, сообщается в ближайший орган внутренних дел, начальник которого обязан организовать немедленную помощь конвою. Чтобы обезопасить нападавших, в отношение применяются специальные средства – наручники (связывание). Зачинщики и иные участники покушения на побег могут быть переданы для временного содержания в ближайший ИВС.
При нападении на конвой другими лицами, часть конвоя под руководством начальника (старшего) конвоя принимает меры к его отражению, а другие сотрудники-конвоиры продолжают осуществлять охрану конвоируемых. Задержанные участники нападения передаются в ближайший орган внутренних дел.
О нападении и его последствиях начальник (старший) конвоя докладывает письменным рапортом командиру подразделения (начальнику органа внутренних дел), назначившему конвой.
При этом начальник (старший) конвоя обязан принять все зависящие от него меры к доставке конвоируемых в безопасное место.
Важным элементом управления деятельностью конвойных подразделений является контроль за нарядами. Виды контрольных мероприятий, их периодичность и конкретные исполнители определяются ежемесячными графиками контроля. При осуществлении контроля проверяется:
а) соответствие решения на охрану и конвоирование подозреваемых (обвиняемых) условиям выполнения этих задач, расстановка личного состава, использование транспортных и технических средств, состояние оборудования автомобилей;
б) подготовка нарядов к несению службы, их обеспечение, внешний вид сотрудников, знание ими своих обязанностей, умение действовать при происшествиях и в сложной обстановке;
в) выполнение поставленных задач, соблюдение законности, бдительность;
г) порядок связи с нарядами и другие вопросы.
Проверка несения службы может быть гласной и скрытой. Последняя прекращается в случае устранения замеченных нарушений или оказания немедленной помощи.
Запрещается проверять несение службы путем попыток отобрать оружие, инсценирования побегов, другими способами, которые могут привести к нежелательным последствиям.
При обнаружении недостатков проверяющий на месте принимает меры к их устранению, вплоть до замены проверяемых резервными постовыми (конвоирами).
О результатах проверки производится запись в служебной книжке, постовой ведомости, в книге службы нарядов, книге замечаний и предложений проверяющих (паспорте технического состояния ИВС).
Завершающим элементом управления нарядами охранно-конвойной службы является учет результатов работы нарядов ИВС и конвоев милиции в целях определения мер по совершенствованию организации и управления этой службой.
Учету и оценке подлежат следующие показатели:
– продолжительность и места несение службы по охране и конвоированию подозреваемых (обвиняемых); количество и контингент лиц, находящихся под охраной или отконвоированных;
– наличие нарушений законности и дисциплины, побегов и других происшествий в ИВС и при конвоировании;
– своевременность и результативность принятия мер по их предупреждению и пресечению:
– подготовленность нарядов к несению службы, внешний вид постовых и конвоиров, содержание и использование технических средств, и вооружения; замечания и предложения проверяющих.
Общая оценка деятельности ИВС и конвойных подразделений милиции производится при подведении итогов работы: начальником органа внутренних дел, командиром конвойного полка (батальона, роты) – один раз в месяц, начальником ИВС, командиром конвойного взвода – два раза в месяц, командиром отделения – еженедельно.