Важнейшей и повседневной обязанностью начальника органа внутренних дел и его заместителей является осуществление контроля за несением службы нарядами ИВС.

В ходе такого контроля руководителям следует:

– проверять наличие и правильность оформления материалов, на основании которых лица помещены в ИВС;

– регулярно осматривать совместно с дежурным камеры и другие помещения; обращать внимание на исправность оборудования, средств связи и сигнализации;

– проверять наличие задержанных по счету и по имеющимся на них документам;

– проверять соответствие условий их размещения и содержания предъявляемым требованиям;

– контролировать порядок вывода содержащихся под стражей из камер, порядок оказания им медицинской помощи, предоставления свиданий;

– проверять сохранность служебной документации и бланков, наручников, других специальных и технических средств;

– давать указания о проведении контрольных обысков камер и лиц, в них содержащихся;

– проводить прием и опрос находящихся в камерах лиц, рассматривать их жалобы и заявления, давать на них ответы или направлять подобные обращения прокурору, следователю.

Особое внимание следует обращать на проверку несения службы в вечернее и ночное время. Необходимо заметить, что чрезвычайные происшествия в ИВС вследствие несоблюдения требований режима в основном происходят именно в этот период. Им способствует также невнимательность сотрудников и недостаточное знание ими своих прав и обязанностей.

Значительную роль в укреплении бдительности и повышении профессионального мастерства нарядов ИВС призваны сыграть занятия в системе служебной подготовки сотрудников охранно-конвойной службы, на которых отрабатываются действия в режиме особых условий (при нападении на постовых или конвой, при попытке побега подозреваемых и обвиняемых и др.).

Так, при нападении подозреваемых и обвиняемых на постового, выводного или других лиц необходимо принимать активные меры защиты и любым способом подать сигнал тревоги и вызова помощи (голосом, по телефону, посредством тревожной сигнализации и др.).

Прибыв по тревоге на место происшествия, начальник ИВС или дежурный по ИВС должны решительными действиями пресечь нападение с использованием допустимых действующим законодательством средств, водворить подозреваемых и обвиняемых в камеры, обеспечить оказание пострадавшим доврачебной помощи.

Если нападение приняло опасный характер (нападающим удалось открыть соседние камеры, проникнуть в другие помещения ИВС, завладеть оружием и т.д.), об этом немедленно сообщается дежурному по органу внутренних дел, который обязан:

– оценить обстановку и принять решение о направлении в ИВС дополнительного наряда милиции (резерва) для усиления наружной и внутренней охраны ИВС;

– доложить о происшествии своему начальнику и дежурному по вышестоящему органу внутренних дел;

– в случае необходимости прибыть на место происшествия и совместно с начальником ИВС (дежурным по ИВС) руководить действиями сотрудников милиции.

После ликвидации нападения зачинщики должны быть изолированы от других его участников.

При нападении на изолятор извне начальник ИВС (дежурный по ИВС) немедленно сообщает об этом дежурному по органу внутренних дел и до прибытия помощи руководит обороной ИВС. В случае повреждения телефонной связи донесение о таком происшествии передается по радиосвязи или с нарочным.

Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в условиях ИВС регламентируется статьями 44-47 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

В случае побега вооруженных и других содержащихся под стражей лиц, представляющих повышенную общественную опасность, начальником ГУ МВД России по федеральному округу, министром внутренних дел республики, начальником ГУМВД, УМВД по субъекту Российской Федерации вводится в действие специальный план, разрабатываемый на такие случаи в каждом органе внутренних дел.

В охране ИВС эффективно используются различные технические средства. К ним относятся: селекторная и телефонная связь, радиосвязь, охранно-пожарная сигнализация, телевизионные установки для дистанционного наблюдения за камерами и контроля за несением службы нарядами.

Важным фактором повышения надежности охраны является использование служебных собак. Достаточно сказать, что в тех органах внутренних дел, где имеются собаки, крайне редкие случаи побегов из ИВС. Практика показывает, что наиболее эффективно собаки применяются при охране отдельно расположенных зданий ИВС, а также изоляторов с большим лимитом наполнения. В некоторых органах внутренних дел служебные собаки используются в наружной охране ИВС только ночью, а в остальное время суток – при выводе подозреваемых и обвиняемых на прогулку, при посадке-высадке из специальных автомобилей и при конвоировании.

Таким образом, охрана подозреваемых и обвиняемых – это комплекс организационных и практических мер, осуществляемых в целях недопущения побегов указанных лиц, защиты их от нападения, пресечения проникновения на охраняемую территорию посторонних лиц, незаконного выноса (вывоза) имущества либо проноса (провоза, передачи) предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию подозреваемыми и обвиняемыми, обеспечения исполнения судебных решений, режимных и иных требований, а также мероприятий, предусмотренных федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.

Содержание подозреваемых и обвиняемых состоит в обеспечении надлежащего режима их изоляции, раздельного размещения и осуществления постоянного надзора за ними с целью исключения возможности скрыться от следствия и суда, сокрыть вещественные доказательства, воспрепятствовать установлению истины по уголовному делу или продолжать заниматься преступной деятельностью.

Вопрос № 2. Административно-правовой статус и организация деятельности конвойных подразделений полиции.

Конвоирование подозреваемых и обвиняемых представляет собой комплекс мер по обеспечению надежной охраны при их перемещении по территории изоляторов временного содержания либо при доставлении их к месту назначения под охраной конвоя. Говоря иначе, конвоирование – это сопровождение специально назначаемыми нарядами полиции подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений, а также осужденных к месту назначения в установленном порядке.

Административно-правовой статус конвойных подразделений определяется Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормами международного права, нормативными правовыми актами МВД России и в частности, Наставлением по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых.

Совокупность аппаратов управления и подразделений полиции, основным назначением которых является охрана и конвоирование спецконтингента (подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также осужденных), можно назвать конвойной службой полиции.

Основными задачами конвойной службы являются:

– обеспечение своевременного доставления лиц, взятых под стражу, к месту назначения и поддержание при этом установленного для них режима изоляции;

– предупреждение и пресечение попыток конвоируемых к побегу, самоубийству, членовредительству, нападению на других охраняемых и конвой;

– задержание лиц, пытающихся освободить конвоируемых из-под стражи.

Конвойные подразделения организуется на окружном уровне – в управлениях на транспорте МВД РФ по ФО создаются отделы (отделения, группы) организации охраны и конвоирования, спецучреждений полиции, на межрегиональном уровне – в линейных управлениях МВД РФ на железнодорожном, водном и воздушном транспорте создаются изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых и строевые подразделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, на региональном уровне - создаются отделы (отделения, группы) организации охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, спецучреждений полиции, на районном уровне – создаются строевые подразделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых.

Для выполнения задач и функций данной службы в органах внутренних дел создаются конвойные подразделения (отделы, отделения, группы).