III. Сопротивление изменениям.

Реструктуризация.

Бизнес-реинжиниринг, или реинжиниринг бизнеса, - это комплекс мер, предпринятых организацией для преобразования своих внутренних процессов и систем контроля из традиционной вертикальной (иерархической) структуры в структуру горизонтальную, межфункциональную, неиерархическую, построенную на основе проектных команд и направленную на удовлетворение запросов потребителей.

Осуществление стратегических изменений в организации всегда наталкивается на ряд трудностей, которые определяются сопротивлением изменениям.

Сопротивления изменениям определяются страхом перед изменениями, а также оргкультурой.

  • Особенностями оргкультуры, которые негативно отражаются на реализации стратегии и деятельности компании, являются:
    • создание такой политизированной обстановки в организации, которая позволяет влиятельным членам руководства проводить собственную политику и сопротивляться переменам;
    • настороженное отношение к инновациям;
    • выдвижение на руководящие посты тех менеджеров, которые придают большое значение оргструктуре компании, бюджету, системе контроля над персоналом, нежели видению, стратегиям, мерам стимулирования;
    • нежелание заимствовать и применять чужой опыт.
  • Котлер и Шлезингер определили четыре основные причины того, почему люди могут сопротивляться изменениям. К ним относятся:
    • узкособственнический интерес;
    • непонимание и недостаток доверия;
    • различия в оценке ситуации;
    • низкий уровень готовности к изменениям.
  • Среди других причин сопротивления изменениям называют также следующие:
    • влияние коллег;
    • усталость от изменений;
    • предыдущий неудачный опыт изменений.

В организации даже могут формироваться концепции, объясняющие необходимость сохранить старое.

Таблица 1.4.5. Концепции, объясняющие необходимость сохранить старое
Наименование концепции Содержание концепции
1. Табу (“Об этом не говорят!”) Санкции превращают страх в фактор, исключающий какие-либо разумные мысли; может появиться подпольная деятельность
2. Догма “Все в порядке!” Не нужно ничего менять, и, хотя догму можно проверить, с ней, как правило, соглашаются.
3. “Mixed Pickles” - смешанный маринад (Никто ничего не соображает) Постановка задач усложняется противниками изменений до тех пор, пока никто не сможет ее больше понять, а раз никто ничего не понимает, лучше ничего не менять.
4. “Король Артур” (Это было однажды…) Легенды, мифы из жизни организации, отягченные почитанием. Они действуют как фильтр восприятия (например, противники изменений говорят: “у нас исторически сложилось…”)
5. Невежество (Не хочу ничего знать!) Кто не имеет информации, тому не нужно ее обрабатывать. Главное при этом – не проговориться, что ты что-то знал!
6. “Кант” (Тут я чувствую себя созвучно…) Цитирование авторитетов, поговорки помогают быть неоспоримым при поиске аргументов против проведения изменений.

Отношение к изменениям – как правило, комбинация состояний двух факторов:

1. Принятие или непринятие изменения

2. Открытая или скрытая демонстрация отношения к изменению.

Как результат, всех сотрудников организации по отношению к изменениям можно разделить на 4 основные группы

Рис. 1.4.1. Матрица “Изменения – сопротивление”

  • Менеджеру, осуществляющему изменения, необходимо знать и помнить, что основными условиями успеха проведения изменений являются:
    • высокий уровень уверенности в правоте изменений;
    • последовательность в реализации программы изменений.

Существуют различные подходы к управлению реализацией стратегических изменений.

 

Таблица 1.4.6. Подходы к управлению реализацией стратегических изменений, определяемые стилем руководства
№ п/п Название подхода Главный стратегический вопрос для лидера (и/или команды менеджеров организации) Ключевая роль менеджеров организации
1. Командир (авторитарный подход) Как я формулирую стратегию организации? Специалисты в области стратегического планирования
2. Контролер (контролирующий подход) Стратегия организации мною усвоена. Как я должен проследить за ее реализацией? Контроль реализации по всей структуре
3. Партнер (подход посредством сотрудничества) Как я должен вовлечь менеджеров в стратегическое планирование, чтобы они были ответственными за реализацию стратегии с момента ее запуска? Основные координаторы
4. Культурный лидер (подход посредством изменения корпоративной культуры) Как я могу вовлечь в процесс реализации стратегии персонал организации? Обучающие тренеры
5. Воспитатель чемпионов (чемпионский подход) Как я должен мотивировать менеджеров, чтобы они стремились стать чемпионами бизнеса посредством реализации (эффективных) стратегий? Задание стартовых условий и арбитраж победителей

Стратегические изменения – не самоцель!

В реальной практике существуем множество примеров долгого и вполне удачного функционирования различных бизнесов в соответствии с одной и той же стратегией, т.е. по существу без каких-либо значительных изменений.

· Подобные ситуации характеризуются следующим:

o стабильность бизнеса означает выбор эффективной стратегии;

o хотя такие ситуации представляют собой объект стратегического управления, они не являются предметом стратегического развития, обусловленного соответствующими изменениями внешней среды организации.

В современных рыночных условиях именно адекватная реакция организации на все возрастающий фактор неопределенности внешней среды (т.е. на ее изменения) является одной из самых актуальных и острых проблем функционирования и развития любого бизнеса.

Стратегические изменения организации, адекватные изменениям ее внешней среды, - это объективная необходимость. Следовательно, стратегические изменения – это основное конструктивное содержание любой стратегии.