II. Процесс реализации стратегии.
Между разработкой и реализацией стратегии имеют место существенные различия.
Особенности процесса разработки и реализации стратегии | |
Разработка | Реализация |
|
|
- Процесс реализации стратегии отличается от процесса традиционного выполнения долгосрочного плана. В процессе реализации стратегии необходимо решить ряд основных управленческих задач:
- создание организационной структуры, способной содействовать успешному выполнению стратегии;
- пересмотр бюджетов;
- введение поддерживающих систем (новые политики и процедуры, помогающие разработать и управлять процессом смены старого курса развития на новый (например, ряд ограничений на независимые действия, чтобы направить в одно русло индивидуальные и групповые усилия); стандартизация процедур по дивизионам);
- увязывание системы мотивации с выполнением стратегии;
- создание организационной культуры, поддерживающей стратегию;
- обеспечение внутреннего руководства (лидерства).
- Основными вопросы для исполнителя стратегии являются следующие:
- Что делать сейчас, а что отложить на потом?
- Что требует много времени и персонального внимания?
- Что можно перепоручить другим?
Реализация стратегий требует изменений!
Основные типы стратегических изменений приведены в таблице 1.4.3.
Основные типы стратегических изменений | |
Тип изменения | Содержание изменений |
1. Перестройка организации | Фундаментальные изменения организации, затрагивающие ее миссию и организационную культуру (возникают, когда организация меняет отрасль) |
2. Радикальное преобразование | Проводится на стадии выполнения стратегии в том случае, если организация не меняет отрасли, но при этом в ней происходят значительные изменения (например, слияние с аналогичной организацией). Как результат - необходимы изменения организационной структуры. |
3. Умеренное преобразование | Осуществляется, когда организация выходит с новым продуктом на рынок и пытается привлечь к нему покупателей. Как результат - изменяется операционный процесс и маркетинг. |
4. Обычные изменения | Связаны с проведением преобразований в маркетинговой сфере с целью поддержания интереса к продукту организации. |
- Основными областями стратегических изменений в организации являются:
- Информирование и мотивация персонала. Мало объяснить каждому сотруднику, насколько важно выполнение стратегии, нужно разработать и использовать эффективную систему поощрений, которая должна включать следующие элементы:
- увязка занимаемой должности с достигнутыми результатами;
- материальное поощрение за достижение целей (оно должно составлять 20 и более % общих выплат, которые должны распространяться на всех);
- похвала и всеобщее признание.
- Лидерство и стиль менеджмента.
- Базовые ценности и организационная культура. Сильная оргкультура и ее тесная связь со стратегией фирмы являются мощными рычагами управления персоналом, так как:
- оргкультура обеспечивает сотрудников системой правил, четких установок;
- высокоорганизованная культура превращает работу в образ жизни, воспитывает и мотивирует работников.
Сильная культура - ценность для организации, когда она соответствует стратегии, и наоборот!
- Финансирование и иное ресурсное обеспечение.
Целесообразно составлять отдельно “стратегический” бюджет (для финансирования стратегических изменений).
5. Компетенции и навыки. Стратегические изменения должны быть адекватно закреплены в профессиональных навыках соответствующих специалистов организации.
Реинжениринг есть фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов.