Синергетика
Представления о мире как самоорганизующейся и саморегулирующейся системе. Синергетика (Г. Хакен), теория диссипативных структур (Илья Пригожин) и теория динамического хаоса (М. Фейгенбаум).Синергетика в естественнонаучном знании и гуманитаристике. Синергетика как метанаука о закономерностях. Синергизм или кооперативный эффект. Теория бифуркаций. Теория нелинейного хаоса. Теория самоорганизованной критичности.
Синергетические подходы в истории: возможности и условия применения. Дискуссия Топольского-Бородкина.
Клиодинамика. Работы П. Турчина. Количественные модели и «демографически-структурная теория». «Теория элит» с точки зрения клиодинамики.
Теория информации как общенаучная универсальная методологическая платформа.
5. Образовательные технологии:
По своей философской основе применяемые образовательные технологии являются сциентистскими, диалектическими, антропософскими и прагматическими.
По научной концепции усвоения опыта, применяемые образовательные технологии являются ассоциативно-рефлекторными и развивающими.
По ориентации на личностные структуры применяемые образовательные технологии являются информационными (формирование знаний, умений, навыков), операционными (формирование способов умственных действий), а также, учитывая специфику дисциплины, эмоционально-художественными и эмоционально-нравственными (формирование сферы эстетических и нравственных отношений).
По типу организации и управления познавательной деятельностью применяемые образовательные технологии относятся к системе «малых групп» или, в отдельных случаях, к системе «репетитор».
По преобладающему (доминирующему) методу применяемые образовательные технологии являются репродуктивными, проблемного и развивающего обучения, саморазвивающего обучения, диалогические, коммуникативные, творческие информационные
По своей форме аудиторные занятия проводится в виде семинаров в диалоговом режиме, групповых дискуссий, информационных и проблемных лекций. Для самостоятельного освоения студентам предлагается рекомендованная литература, тематический поиск и анализ информационных материалов, подготовка рефератов и рецензий.