Экономические методы управления в спортивном менеджменте
Понятие и классификация методов управления в спортивном менеджменте
Методы управления в спортивном менеджменте
Лекция 7
Содержание темы:
1. Понятие и классификация методов управления в спортивном менеджменте.
2. Экономические методы управления.
3. Организационно-административные методы управления.
4. Социально-психологические методы управления.
5. Выбор методов управления.
Понятие "метод" универсально. Этим словом обозначают прием или совокупность приемов в какой-либо области человеческой деятельности, способ достижения цели. В теории управления социально-экономическими процессами методы управления определяют как способы воздействия управляющего субъекта на управляемый объект, руководителя на подчиненных.
Метод управления является специфическим способом осуществления функций спортивного менеджмента и решения управленческих задач. Метод управления физической культурой и спортом можно определить как способ целенаправленного воздействия руководителя спортивной организации на подчиненных и осуществления контроля за их деятельностью.
Большинство исследователей менеджмента пришло к мнению, что по содержанию следует различать три группы методов управления: 1) экономические; 2) организационно-распорядительные (административные); и 3) социально-психологические. Основанием этой группировки является способ воздействия на личность и коллектив организации в целом. Таких способов три.
Материальная мотивация включает воздействие на личность и коллектив через материальные интересы с помощью материального стимулирования.
Властная мотивация, властное воздействие базируются на присущих системе управления физической культурой и спортом отношениях власти и подчинения. Воздействие здесь осуществляется организационно-административными методами с целью воспитания осознанной необходимости соблюдения определенного порядка и дисциплины труда.
Социальная мотивация основывается на воздействии через моральные интересы с помощью педагогических и социально-психологических методов.
Материальная, властная и социальная мотивации взаимодействуют, образуя единую систему воздействия. Обобщение опыта отраслевого управления физической культурой и спортом позволяет сделать вывод о целесообразности выделения наряду с перечисленными группами еще и комплексных методов управления.
Экономические методы управления физической культурой и спортом представляют собой способы эффективного использования рыночных отношений для физического совершенствования населения, производства и предоставления ему физкультурно-спортивных услуг. Комплекс экономических методов в спортивном менеджменте опирается на всю систему рыночных отношений - спрос на физкультурно-спортивные услуги и товары, ценообразование на них, систему финансирования и т.д. Рассмотрим содержание некоторых экономических методов.
Метод дифференцирования заработной платыработникам организаций физкультурно-спортивной направленности в зависимости от эффективности их труда. Материальная мотивация в этом методе осуществляется на основе Единой тарифной сетки и нормативов оплаты труда за одного занимающегося, премирования физкультурных работников и спортсменов, вручения им ценных призов. Так, на основе Единой тарифной сетки тренерам-преподавателям по спорту присваивается с 6-го по 12-й разряд по оплате труда, старшим тренерам – с 9-го по 14-й разряд. Спортсменам-инструкторам присваивается 6-17-й разряды по оплате труда.
Нормативно-экономический метод управления заключается в установлении нормативов финансовых расходов на различные виды спортивной работы, утверждении табеля обеспечения спортсменов одеждой, обувью и др. Норматив представляет собой количество денежных средств, трудовых или материально-технических ресурсов на одного занимающегося физическими упражнениями и спортом или на единицу времени. В зависимости от специфики объектов нормирования можно выделить нормативы финансовые, материальные, трудовые, численности работников государственных физкультурных учреждений, обеспеченности спортивными сооружениями в расчете на 10 тыс. населения. Экономические нормативы – эффективный метод управления в физкультурных организациях.
Метод прямого целевого финансирования: а) спортивных сооружений, центров спортивной подготовки и государственных физкультурно-спортивных организаций федерального значения; б) научно-исследовательских работ в области физической культуры и спорта в соответствии с федеральной программой; в) подготовки и выступления (включая научно-медицинское обеспечение) в официальных международных спортивных соревнованиях сборных команд России.
Существенное место в экономическом механизме спортивного менеджмента занимают коммерческий расчет, методы расчета цены на физкультурно-спортивные услуги, товары и др.