РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ

1-е полугодие

Умения:

с аппаратурой коллективного пользования и с индивиду­альными слуховыми аппаратами различать на слух двух–трехсложные и повторяющиеся двусложные ритмы;

источник звука: барабан, бубен, металлофон, пианино, дудка, голос (слоги типа: ТА-та, та-ТА-та, та-ТА-ТА-та и т. п.), способ воспроизведения детьми: дирижирование, отхлопывание, отстукивание, игра на звучащих игрушках с проговариванием слогосочетаний; голосовая реакция (произнесе­ние слогосочетаний без сопутствующих движений); изобра­жение ритма цветными геометрическими формами,

с аппаратурой коллективного пользования различать на слух при прослушивании записи (пластинок) голоса птиц и животных (при выборе из 3 – 4); примерный материал – го­лоса собаки, коровы, овцы, петуха, кукушки, кошки и т. д.;

* с аппаратурой коллективного пользования различать на слух при прослушивании пластинок инструментальную и вокальную музыку и речь (музыка – пение – речь); оркестро­вое, хоровое и сольное исполнение (оркестр – соло, хор – соло); звучание мужского и женского голосов (бас – сопрано, баритон – сопрано);

со стационарной звукоусиливающей аппаратурой и без нее различать и опознавать на слух речевой материал, отно­сящийся:

а) к организации, занятий и деятельности детей: Что ты будешь делать? Что ты делал(а)? Возьми (дай, убери, пока­жи, попроси) карандаш (чашку, мяч, шапку и т. п.). У тебя есть бумага (компот, пальто и т. д.)? * Возьми (дай, убери, покажи, попроси) красный (желтый и т. п.) карандаш (та­релку, дом, кофту и т. п.). У тебя есть синий (красный и т. п.) карандаш (бумага, самолет и т. п.)? Поздоровайся, попро­щайся; словарь: возьми, поздоровайся, попрощайся;

б) к счету: название чисел от 1 до 10;

со стационарной звукоусиливающей аппаратурой и без нее опознавать и различать на слух речевой материал и ис­пользовать не менее 6 – 8 «маленьких текстов»;

Мальчик (девочка, ребята) взял карандаш. Мальчик (де­вочка, ребята) рисует.

Девочка (ребята, мальчик) взяла мяч. Девочка (ребята, мальчик) играет.

Таня (Вова) попросила книгу. Таня (Вова) читает.

Сережа (Оля) попросил карандаш. Сережа (Оля) пишет.

Девочка (мальчик) надела пальто (кофту). Девочка (мальчик) гуляет.

Ребята (мальчик) надели пальто и шапки. Ребята (маль­чик) гуляют;

отвечать на воспринимаемые на слух вопросы по содержа­нию «текстов»: Что взял мальчик (…)? Что надели ребя­та (…)? Что попросил Сережа (…)? Что делает девоч­ка (…)? Кто играет (рисует, гуляет, читает и т. п.)? Ты лю­бишь играть (гулять, рисовать)? Кто взял мяч (…)? Кго надел пальто (…)? Кто попросил карандаш (…)? и т.д; словарь: книга, рисует, читает, пишет, играет, гуляет. Ты любишь гулять (играть, рисовать)?, имена детей группы;

со звукоусиливающей аппаратурой и без нее опознавать на слух знакомые детские стихи и песенки (не менее 2 – 3).

2-е полугодие

Умения:

с аппаратурой коллективного пользования и с индивиду­альными слуховыми аппаратами различать на слух двух–­трехсложные и повторяющиеся двусложные ритмы, источник звука и способ воспроизведения детьми см. 1-е полугодие;

с аппаратурой коллективного пользования различать на слух при прослушивании записи (пластинок) голоса птиц и животных (при выборе из 4 – 5); примерный материал: см. 1-е полугодие;

с аппаратурой коллективного пользования различать на слух при прослушивании записи (пластинок) инструменталь­ную и вокальную музыку и речь (музыка – пение – речь); ор­кестровое, хоровое и сольное исполнение (оркестр – соло, хор – соло); звучание мужского и женского голосов;

со стационарной звукоусиливающей аппаратурой и без нее различать и опознавать на слух речевой материал, относя­щийся:

а) к организации занятий и деятельности детей: Покажи руки (нос, самолет, тарелку, кофту и т. п.). Вымой руки (гла­за, уши, ложку, мяч и т. п.). Вытри нос (ноги, рот, тарелку и т. п.). Дай (возьми, убери, попроси) карандаш (собаку, ложку, пальто и т. п.). ^Напиши (нарисуй) мяч (самолет, тарелку и т. п.); словарь: голова, руки, ноги, нос, уши, глаза, рот, вымой, вытри, напиши;

б) к счету: шесть (два, пять, восемь и т. п.) карандашей (мячей, самолетов, мальчиков, девочек, ребят и т.п.);

со стационарной звукоусиливающей аппаратурой и без нее опознавать и различать на слух речевой материал и исполь­зовать не менее 6 – 8 «маленьких текстов»:

Мальчик (девочка, ребята) взял бумагу и карандаш. Мальчик (девочка, ребята) рисует.

У девочки (у ребят) мяч. Девочка (ребята) играет в мяч.

Мальчик (девочка) попросил книгу. Мальчик (девочка) читает книгу.

У ребят (у мальчика) ложки и тарелки. Ребята (мальчик) едят суп.

Девочка (мальчик) попросила ложку и чашку. Девочка (мальчик) пьет компот.

Кукла (мама) устала. Кукла (мама) спит.

Папа (мама) взял книгу. Папа (мама) читает книгу маль­чику (девочке).

Вова (Оля) играл с самолетом (с мячом). Вова (Оля) убрал самолет (мяч). Вова (Оля) рисует;

выполнять задания, воспринятые на слух: Покажи маль­чика (девочку, ребят, маму, самолет и т.п.). Нарисуй куклу (девочку, тарелки, мяч и т.п.);

отвечать на вопросы: Что взял мальчик (…)? Кто рисует (играет, читает, пьет, есть, спит, устал)? Что рисует маль­чик (…)? Кому читает папа (мама) книгу? У кого ложки и чашки (…)? Кто ест суп? Что едят ребята? и т.п.; сло­варь: пьет, ест, спит;

со звукоусиливающей аппаратурой и без нее опознавать на слух знакомые детские стихи и песенки (не менее 2 – 3).