ОБУЧЕНИЕ ПРОИЗНОШЕНИЮ

Задачи работы данного года обучения следующие.

продолжать работу по формированию навыка устного об­щения;

воспроизведения слова с сохранением его звуко-слогового состава. Наиболее употребительные в речи детей слова могут произноситься в двух вариантах, точно или приближенно. По мере усвоения новых слов возможен вариант их усеченно­го воспроизведения;

совершенствовать навыки произнесения фраз, составлен­ных из 2 – 4 знакомых слов;

формировать умение воспроизводить не менее 5 гласных и 12 согласных (включая усвоенные ранее).

К концу года дети должны уметь:

использовать в устной речи не менее 100 слов. Слова про­износятся слитно, в темпе, близком к естественному, с выра­женным ударением, с соблюдением звукового состава на уровне произносительных возможностей ребенка;

реализовывать имеющиеся произносительные возможности во фразах типа: Тетя Валя, дай ложку. Покажи, что там? Мы пойдем гулять. Я буду рисовать. Я хочу играть. Можно взять мяч? Саша плачет. Солнышко светит Меня зовут… Мама купила туфли. Ты молодец! Я ела суп. Я слушала хо­рошо. Всего не менее 200 фраз. Фразы должны произноситься на одном выдохе;

употреблять в речи не менее 17 звуков (а, о, у, э, и; п, б, т, д, ф, в, м, н, с, л, к, р)[12].

Обязательный словарь понимаемой речи (на занятиях): вибратор, экран, стихи, песня (песенка), пов­торите). Ты слушал(а) хорошо (неважно, плохо). Включи (те) аппарат (ы), выключи(те) аппарат(ы). Говори(те), как я, играй(те), как я. Отхлопай(те) столько же, отстучи(те) столь­ко же. Отхлопай(те) (отстучите) один (…) раз. Играйте на барабане (пианино и т. п.) столько же. Играйте на дудке (бубне и т. п.) два (…) раза. Как звучало? Покажи(те) ру­кой. Говорите (играйте) долго (кратко, громко, тихо, слитно, не слитно, быстро, медленно). Скажите долго (кратко, громко, тихо, слитно, не слитно, быстро, медленно). Отхлопайте ритм, отстучи(те) ритм. Покажи (те) ритм рукой. Где звучало?

Обязательный словарь самостоятельной речи (на занятиях): барабан, бубен, гармоника, дудка, свисток, металлофон, шарманка, пианино, громко, тихо, крат­ко, долго, слитно, не слитно, быстро, медленно. Я слышу, я не слышу. Аппарат работает (не работает). Дай аппарат (мик­рофон, наушники). Возьми (на) аппарат (микрофон, наушни­ки). Кто играл (стучал)? Играл (стучал) Саша (Оля и т. п.), а также речевой материал, который дети учатся различать и опознавать на слух на индивидуальных занятиях.

Примерный речевой материал (для различе­ния и опознавания на слух на фронтальных занятиях по всем разделам программы): Будем заниматься (играть, считать, слушать, говорить, лепить, рисовать и т.д.). Что мы будем делать? Что мы делали? Рисуйте (лепите, прыгайте, хлопай (те). Возьми барабан (бубен, дудку и т.п.). Играй на бара­бане (дудке, бубне и т.п.). Положи(те) на место.