Организационный этап
Характеристика этапов внедрения территориального маркетинга
На первом этапе организации территориального маркетинга необходимо принять административное решение и сформировать организационное звено или выделить штатную должность в рамках организационного звена, в задачу которого входит решение вопросов экономического развития территории. Основной функцией нового организационного звена или сотрудника должна стать работало внедрению и осуществлению территориального маркетинга. Количество сотрудников нового отдела зависит от масштаба и финансовой обеспеченности территории. Хорошо, если для выполнения работ по территориальному маркетингу будут привлечены лица, имеющие специальную подготовку. Это могут быть государственные или муниципальные служащие, прошедшие переподготовку по проблематике территориального маркетинга, или профессиональные маркетологи и лица, имеющие знания и опыт работы в области политологии, социологии, социальной работы, менеджмента. В условиях незначительных финансовых средств или ограниченности штатного расписания возможно заключение договора на выполнение работ в области территориального маркетинга с частным лицом или компанией.
Если территориальным маркетингом намерены заниматься малые административно-территориальные единицы (сельские и городские поселения), возможна кооперация усилий и финансовых средств. Соседние поселения бывают во многом схожи, имеют примерно одинаковые ресурсы и потенциал. Стоит задуматься о выгодах сотрудничества и кооперации; например, туристический маршрут будет более интересен, если включить в него посещение нескольких туристических объектов, расположенных в соседних поселениях. Продвижение туристического маршрута способствует повышению известности каждой территории, территориальный маркетинг и туристический маркетинг находятся во взаимосвязи. Малые административно-территориальные единицы могут поручить проведение территориального маркетинга территории одному исполнителю.
Одной из первых задач, к решению которой должен приступить отдел (служба) территориального маркетинга, является выявление всех потенциальных субъектов территориального маркетинга: частных лиц, организаций, учреждений), всех заинтересованных в этом сил.
Важно, чтобы круг субъектов территориального маркетинга был сформирован из тех, кто действительно осознает необходимость и желает работать в области территориального маркетинга.
Большой проблемой первого этапа является объединение разных субъектов территориального маркетинга, ведь среди них могут быть организации, деятельность которых на первый взгляд разнонаправлена, например, НКО экологов и предпринимателей бывают противопоставлены друг другу в вопросах освоения природных ресурсов. Объединение всех разрозненных усилий и согласование интересов возможно на базе признания высшей ценностью жизни человека и создание условий для его всестороннего и комплексного развития и должно строиться не на противопоставлении интересов и задач, а на поиске зон взаимного проникновения и сотрудничества.
Субъекты территориального маркетинга могут быть следующие. 1. Коммерческие предприятия и учреждения, успех которых определяется культурными и историческими объектами, природными ресурсами территории: туристические компании, предприятия по производству особой (исключительной) сырьевой продукции, производству уникальных товаров конечного потребления, а также учреждения культуры, образований, здравоохранения (музеи, заповедники, этнографические деревни, учебные заведения, санатории и т. д.). Научные и образовательные учреждения территории могут обладать информацией о природных ресурсах территории, в том числе уникальных, или располагать сведениями о развитии коренных этносов территории (язык, словесные памятники), или представлять собой известные научные школы математики, физики и других областей знания. Образовательные учреждения, особенно высшего и среднего профессионального образования, также могут представлять интерес для жителей территории и для жителей других территорий. Деятельность этих коммерческих предприятий и учреждений во многом ориентирована на признание их трудов и продукции за пределами территории.
2. Некоммерческие организации, осуществляющие деятельность на территории. Среди некоммерческих организаций можно выделить общественные организации, объединяющие физических и юридических лиц, вне зависимости от профиля деятельности (этнические, религиозные, экологические, молодежные, детские, профессиональные и др.). Это могут быть некоммерческие организации, расположенные на других территориях, но объединяющие в своих рядах выходцев из этой территории, например, землячество выходцев из Карелии, ныне проживающих в Москве, что позволяет сформировать широкий общественный фронт поддержки территории за ее географическими границами. Особое внимание следует уделить тем НКО, которые заинтересованы в поиске новых партнеров на других территориях.
3. Частные лица, которые обладают определенными умениями, навыками, имеют достижения в области литературы, искусства, спорта, культуры и других видов деятельности и заинтересованы в расширении своей известности, развитии сотрудничества с другими частными лицами. В эту группу могут входить все неравнодушные к успехам развития своей территории люди, готовые потратить свое время, силы, использовать знания и умения для улучшения жизни на этой территории.
4. Исполнительная и представительная ветви власти. Для усиления влияния и контроля депутаты могут создать Комиссию по вопросам территориального маркетинга.
После отбора субъектов территориального маркетинга и первичных консультаций уместно провести ряд публичных мероприятий (конференция, общественные слушания, круглый стол и др.) для включения потенциальных субъектов территориального маркетинга в реальную коллективную работу. В рамках данных мероприятий:
• уточняются цели, задачи и принципы сотрудничества;
• формируются группы экспертов, которые в дальнейшем будут задействованы в работе по реализации территориального маркетинга;
• определяются формы взаимодействия, составляется план мероприятий, определяются формы общественного участия и контроля;
• создается Координационный совет субъектов территориального маркетинга, который имеет право совещательного голоса и участвует в подготовке, реализации и контроле маркетинговых мероприятий территории;
• разрабатываются процедуры деятельности Координационного совета субъектов территориального маркетинга.
Одной из важных задач данного этапа становится вопрос о привлечении денег для осуществления мероприятий в области территориального маркетинга. Помимо бюджетных средств, предусмотренных на эти цели, может быть создана новая общественная некоммерческая организация с правом юридического лица, например, Ассоциация (Фонд) развития территории. Создание такой Ассоциации (Фонда) позволило бы привлекать финансовые ресурсы за счет грантов и других источников (спонсорской помощи и взносов) на реализацию мероприятий в области территориального маркетинга. При желании члены Координационного совета субъектов маркетинга территории могут стать учредителями данного некоммерческой общественной организации.
Специфика этого этапа такова, что формирование базы данных субъектов территориального маркетинга предполагает как постоянный мониторинг и пополнение базы данных потенциальных субъектов, так и ведение базы данных реальных субъектов территориального маркетинга.