Организационный этап

Характеристика этапов внедрения территориального маркетинга

На первом этапе организации территориального маркетинга необходи­мо принять административное решение и сформировать организацион­ное звено или выделить штатную должность в рамках организационно­го звена, в задачу которого входит решение вопросов экономического развития территории. Основной функцией нового организационного звена или сотрудника должна стать работало внедрению и осуществ­лению территориального маркетинга. Количество сотрудников нового отдела зависит от масштаба и финансовой обеспеченности террито­рии. Хорошо, если для выполнения работ по территориальному мар­кетингу будут привлечены лица, имеющие специальную подготовку. Это могут быть государственные или муниципальные служащие, про­шедшие переподготовку по проблематике территориального марке­тинга, или профессиональные маркетологи и лица, имеющие знания и опыт работы в области политологии, социологии, социальной работы, менеджмента. В условиях незначительных финансовых средств или ограниченности штатного расписания возможно заключение догово­ра на выполнение работ в области территориального маркетинга с ча­стным лицом или компанией.

Если территориальным маркетингом намерены заниматься малые административно-территориальные единицы (сельские и городские поселения), возможна кооперация усилий и финансовых средств. Соседние поселения бывают во многом схожи, имеют примерно оди­наковые ресурсы и потенциал. Стоит задуматься о выгодах сотрудни­чества и кооперации; например, туристический маршрут будет более интересен, если включить в него посещение нескольких туристи­ческих объектов, расположенных в соседних поселениях. Продвиже­ние туристического маршрута способствует повышению известности каждой территории, территориальный маркетинг и туристический маркетинг находятся во взаимосвязи. Малые административно-тер­риториальные единицы могут поручить проведение территориально­го маркетинга территории одному исполнителю.

Одной из первых задач, к решению которой должен приступить от­дел (служба) территориального маркетинга, является выявление всех потенциальных субъектов территориального маркетинга: частных лиц, организаций, учреждений), всех заинтересованных в этом сил.

Важно, чтобы круг субъектов территориального маркетинга был сфор­мирован из тех, кто действительно осознает необходимость и желает работать в области территориального маркетинга.

Большой проблемой первого этапа является объединение разных субъектов территориального маркетинга, ведь среди них могут быть организации, деятельность которых на первый взгляд разнонаправлена, например, НКО экологов и предпринимателей бывают противопос­тавлены друг другу в вопросах освоения природных ресурсов. Объеди­нение всех разрозненных усилий и согласование интересов возможно на базе признания высшей ценностью жизни человека и создание усло­вий для его всестороннего и комплексного развития и должно строить­ся не на противопоставлении интересов и задач, а на поиске зон взаим­ного проникновения и сотрудничества.

Субъекты территориального маркетинга могут быть следующие. 1. Коммерческие предприятия и учреждения, успех которых опре­деляется культурными и историческими объектами, природными ресурсами территории: туристические компании, предприятия по производству особой (исключительной) сырьевой продукции, производству уникальных товаров конечного потребления, а так­же учреждения культуры, образований, здравоохранения (музеи, заповедники, этнографические деревни, учебные заведения, са­натории и т. д.). Научные и образовательные учреждения терри­тории могут обладать информацией о природных ресурсах тер­ритории, в том числе уникальных, или располагать сведениями о развитии коренных этносов территории (язык, словесные памят­ники), или представлять собой известные научные школы мате­матики, физики и других областей знания. Образовательные учреждения, особенно высшего и среднего профессионального образования, также могут представлять интерес для жителей тер­ритории и для жителей других территорий. Деятельность этих коммерческих предприятий и учреждений во многом ориенти­рована на признание их трудов и продукции за пределами тер­ритории.

2. Некоммерческие организации, осуществляющие деятельность на территории. Среди некоммерческих организаций можно вы­делить общественные организации, объединяющие физических и юридических лиц, вне зависимости от профиля деятельности (этнические, религиозные, экологические, молодежные, детские, профессиональные и др.). Это могут быть некоммерческие организации, расположенные на других территориях, но объединяю­щие в своих рядах выходцев из этой территории, например, зем­лячество выходцев из Карелии, ныне проживающих в Москве, что позволяет сформировать широкий общественный фронт под­держки территории за ее географическими границами. Особое внимание следует уделить тем НКО, которые заинтересованы в поиске новых партнеров на других территориях.

3. Частные лица, которые обладают определенными умениями, навыками, имеют достижения в области литературы, искусства, спорта, культуры и других видов деятельности и заинтересованы в расширении своей известности, развитии сотрудничества с дру­гими частными лицами. В эту группу могут входить все неравно­душные к успехам развития своей территории люди, готовые потратить свое время, силы, использовать знания и умения для улучшения жизни на этой территории.

4. Исполнительная и представительная ветви власти. Для усиления влияния и контроля депутаты могут создать Комиссию по вопро­сам территориального маркетинга.

После отбора субъектов территориального маркетинга и первичных консультаций уместно провести ряд публичных мероприятий (конференция, общественные слушания, круглый стол и др.) для включения потенциальных субъектов территориального маркетинга в реальную коллективную работу. В рамках данных мероприятий:

• уточняются цели, задачи и принципы сотрудничества;

• формируются группы экспертов, которые в дальнейшем будут задействованы в работе по реализации территориального марке­тинга;

• определяются формы взаимодействия, составляется план меро­приятий, определяются формы общественного участия и конт­роля;

• создается Координационный совет субъектов территориального маркетинга, который имеет право совещательного голоса и уча­ствует в подготовке, реализации и контроле маркетинговых ме­роприятий территории;

• разрабатываются процедуры деятельности Координационного совета субъектов территориального маркетинга.

Одной из важных задач данного этапа становится вопрос о привле­чении денег для осуществления мероприятий в области территориального маркетинга. Помимо бюджетных средств, предусмотренных на эти цели, может быть создана новая общественная некоммерческая организация с правом юридического лица, например, Ассоциация (Фонд) развития территории. Создание такой Ассоциации (Фонда) позволило бы привлекать финансовые ресурсы за счет грантов и других источников (спонсорской помощи и взносов) на реализацию меро­приятий в области территориального маркетинга. При желании чле­ны Координационного совета субъектов маркетинга территории могут стать учредителями данного некоммерческой общественной органи­зации.

Специфика этого этапа такова, что формирование базы данных субъектов территориального маркетинга предполагает как постоян­ный мониторинг и пополнение базы данных потенциальных субъек­тов, так и ведение базы данных реальных субъектов территориального маркетинга.