Предпосылки и условия внедрения территориального маркетинга
Одной из важнейших задач современного этапа развития страны является повышение эффективности территориального управления, что должно проявиться в следующем:
• ориентации на результат управления, а не на понесенные затраты;
• умении правильно выбрать приоритеты и концентрировать ресурсы на решении ключевых задач функционирования и развития территории;
• повышении персональной ответственности менеджеров;
• консолидации усилий разных ведомств и организационных звеньев в решении комплексных задач;
• повышении умений по прогнозированию, планированию и контролю за использованием бюджетных средств;
• развитии новых форм и методов управления, которые в максимальной степени были бы адекватны, с одной стороны, процессам интеграции и глобализации, а с другой — учитывали ужесточения международной территориальной конкуренции.
Совершенствование территориального управления может быть достигнуто благодаря постановке территориального маркетинга. В случае когда территориальные органы власти осознают, что территориальный маркетинг является новым фактором территориального управления, встают вопросы: «как это практически делать?» и «с чего начинать?» Рассмотрим процесс внедрения территориального маркетинга подробнее.
Инициатором внедрения территориального маркетинга, как правило, становится орган исполнительной власти и/или его руководитель.
Инициатива внедрения территориального маркетинга может исходить непосредственно от органа представительной власти. Плохо, когда орган исполнительной власти хотел бы реализовать некоторые установки территориального маркетинга, что предполагает и определенные затраты бюджетных средств, и не находит понимания у депутатов. Также можно не получить эффекта, если депутаты поручили, а сотрудники исполнительного органа власти, не умея и не желая работать по-новому, «заволокитили» работу. Поэтому одной из важнейших предпосылок достижения эффекта от использования территориального маркетинга является объединение усилий территориальных органов власти.
Процесс внедрения территориального маркетинга предполагает последовательное проведение определенных работ. Можно выделить пять этапов.
Организационный этап,основной задачей которого является создание организационного звена в органе исполнительной власти, призванного осуществлять организацию и реализацию территориального маркетинга. На этом этапе происходит выявление всех субъектов территориального маркетинга на территории, проводится работа по координации усилий, возможно, создание общественной (некоммерческой) организации, призванной осуществлять конкретные мероприятия в области территориального маркетинга.
Этап сбора и анализа вторичной и первичной информации.На этом этапе необходимо определить и проанализировать минимально достаточный уровень уже существующей информации о территории, который позволит провести первичный анализ маркетинговой среды территории и, при необходимости, отдельных населенных пунктов или поселений. Это также этап поиска и формирования первичной информации. Информационное поле, сформированное на данном этапе, позволит охарактеризовать внутреннюю и внешнюю маркетинговую среду территории. Информация будет использована в дальнейшей работе при разработке отдельных элементов территориального продукта, сегментации, позиционировании и выработке деловых стратегий развития территории.
Аналитический этап разработки комплекса территориального маркетинга и выработки политики территориального маркетинга.Деятельность в рамках данного этапа носит инновационный характер для территории. Конкретным результатом работ по этому этапу должен стать документ — план маркетинга территории, возможно, в форме Целевой программы. Работа над планом маркетинга территории должна вестись с привлечением всех субъектов территориального маркетинга, итоговый документ представляется общественности, а в случае получения статуса Целевой программы документ выносится на рассмотрение и представляется к утверждению органом представительной власти территории. План маркетинга дополняется пакетом сопутствующих документов, обеспечивающих его реализацию.
Этап реализации плана маркетинга,который предполагает не только воплощение в жизнь разработанных конкретных мероприятий, но и постоянный мониторинг изменений внешней и внутренней среды территории с целью своевременно выявить события, тенденции, способные отразиться на реализации плана маркетинга и при необходимости скорректировать мероприятия плана маркетинга. На этапе реализации проводится текущий контроль за выполнением краткосрочных мероприятий как со стороны организационного звена в органе исполнительной власти, так и со стороны других субъектов маркетинга.
Этап итогового контроля,на котором подводятся общие итоги выполнения плана маркетинга. Поскольку всегда есть вероятность несовпадения планируемых действий и фактического результата, данный этап должен содержать в себе значительный элемент аналитической работы. Одной из основных задач этого этапа должен стать поиск причин, повлекших за собой несовпадение планируемых действий и их фактического воплощения. Чем корректнее будут обозначены факторы внешнего и внутреннего характера, способные отразиться на действиях в области территориального маркетинга, тем точнее может стать следующий этап действий в области территориального маркетинга.
Окончание первого цикла планирования и начало нового цикла планирования маркетинговых действий на следующий временной период фактически объединяют в себе первые два этапа постановки маркетинга и позволяют сформировать информационное поле для нового плана маркетинга территории на последующий период времени.
Данная схема постановки территориального маркетинга является укрупненной и скорее отражает логику и общую последовательность действий, способных привести к разработке и началу реализации маркетинговых действий. Рассмотрим более подробно все этапы организации территориального маркетинга.