Становление конкурентных отношений между территориями
В условиях административно-командной экономики в СССР одной из основных задач в региональном управлении была задача выравнивания территорий по уровню социально-экономического развития. Вопрос о конкуренции между территориями не ставился. Государство поддерживало отношения соперничества между отдельными территориями в рамках социалистического соревнования, и в этом смысле были «победители» и «отстающие». Основной формой поощрения и наказания выступали объемы государственной помощи. Централизованное снабжение территорий товарами повседневного спроса, финансирование строительства производственных и социальных объектов, повышение административного статуса территории — эти блага для территории являлись формой поощрения. Поражение в соревновании территорий могло грозить личной карьере управленца, но могло привести к тому, что на «слабую» территорию обрушивался дополнительный поток ресурсов (финансовых, материальных, человеческих). Развитие одной территории происходило за счет перераспределения, изъятия ресурсов и доходов других территорий.
В современной России принципиальные изменения в экономической системе, развитие частной собственности, расширение прав хозяйствующих субъектов, повышение мобильности людей и капиталов — все это (и ряд других факторов) привело к изменению принципов, форм соревнования как для хозяйствующих субъектов, так и для территорий.
Развитие отношений конкуренции между хозяйствующими субъектами имело своим результатом вначале их расслоение по степени успешности, а на втором этапе — разорение ряда предприятий. Конкуренция между производителями достаточно быстро переросла из конкуренции отдельных товаров в конкурентоспособность производителя в целом, и задачей частного бизнеса сегодня является поиск и развитие своих конкурентных преимуществ. Отечественные предприятия подошли к необходимости разрабатывать, конкурентные стратегии с учетом внутренних факторов бизнеса и анализа внешней среды.
Управление территорией длительное время в пореформенный период оставалось неизменным. Пока был некоторый запас прочности в виде созданных ранее на территории объектов, видов деятельности, накопленных в разных формах ресурсов, принципы управления территорией не менялись. Но все жестче сказывалась ограниченность ресурсов (финансовых, материальных, сырьевых, человеческих). Экстенсивный тип воспроизводства стал невозможен. Объективно складывалась необходимость более эффективно использовать ресурсы. Органы власти территории в новом качестве «управляющего» должны уметь анализировать ситуацию, ставить цели, вырабатывать стратегии, решать задачи оптимального использования ресурсов. Изменился объект управления, права и ответственность субъектов управления, поэтому следует использовать новые формы и методы управления территорией. Одним из ключевых моментов, определяющих выбор форм и методов управления территорией, является становление конкурентных отношений между территориями. В условиях рыночной экономики территория начинается рассматриваться следующим образом:
• как объект применения человеком своего интеллектуального, финансового, инновационного потенциала;
• как место удовлетворения потребности человека в общественных благах;
• как место удовлетворения потребности человека в отдыхе, развлечении;
• как место ведения некоммерческой деятельности и в других аспектах.
Высокая мобильность индивидуума и финансовых ресурсов, а также признание в обществе основным побудительным мотивом развития личного интереса ведут к тому, что человек начинает искать наиболее привлекательный вариант применения своих ресурсов. Он сравнивает территории, и в результате побеждает лучшая территория. Конкурентные отношения между территориями возникают не потому, что этого хотят сами территории, это почти вынужденная реальность. Для участников рыночных отношений конкуренция носит объективно принудительный характер. Конкурентные отношения между территориями складываются по законам рыночной экономики в условиях ограниченного спроса на ресурсы территории со стороны ограниченного количества частных лиц, имеющих в собственности деньги, знания, опыт.
Конкурентные отношения между территориями — это еще и соперничество за ресурсы вышестоящих в административной иерархии территориальных образований, правила взаимодействия с которыми также изменились (территория должна обосновать, подтвердить расчетами эффективность использования запрашиваемых из вышестоящих бюджетов финансовых ресурсов, победить в конкурсе другие территории).
Чем раньше органы территориального управления примут эту реальность, тем больше у них шансов успеть выработать правильное поведение и на полшага обойти территории-конкуренты. В конкуренции побеждает не столько тот, кто выработал правильное решение, а тот, кто успел раньше его осуществить (возможно, позаимствовав это решение у менее расторопного конкурента).
Конкурентоспособность территории. Вначале рассмотрим, как определяют конкурентоспособность фирмы.
1. Конкурентоспособность организации рассматривается через общую философию бизнес-деятельности компании. Конкурентоспособность организации по Е. П. Голубкову — это способность организации выживать и успешно развиваться в условиях конкурентной борьбы. Конкурентоспособность определяется потенциалом организации и уровнем его использования. По П. С. Завьялову, конкурентоспособность фирмы — это возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка за счет оперативного и адекватного реагирования на изменения в поведении покупателей (потребителей), их вкусы и предпочтения.
2. Конкурентоспособность организации (фирмы, компании) Р. А. Фатхутдинов определяет через выпуск конкурентоспособного объекта и устойчивость финансовой деятельности фирмы.
Первый подход — это конкурентоспособность фирмы как некоторый «процесс», который отвечает на вопрос «что надо делать?»; этот подход несет в себе больше элементов менеджмента компании. Второй подход — это конкурентоспособность фирмы как «результат», который отвечает на вопрос «что является целью?»; этот подход несет в себе больше элементов маркетинга. Обе точки зрения имеют право на существование.
Конкурентное преимущество — это те характеристики, свойства товара или марки, которые создают для фирмы определенное превосходство над своими прямыми конкурентами. Превосходство всегда является относительным, т. е. всегда предполагается процесс сравнения, поэтому очень важным моментом в проведении анализа становится выбор объекта сравнения. С одной стороны, оправданно, когда в качестве объекта сравнения выбирается наилучший конкурент на рынке или в сегменте рынка, так называемый приоритетный конкурент, что позволяет анализировать поведение лучшего и по мере возможности подражать ему. С другой стороны, необходимо проводить сравнение и на фоне себе подобных. В этом случае легче увидеть слабые позиции конкурента, и, убедившись в высокой значимости данного параметра для потребителей, по принципу от обратного, отталкиваясь от слабой позиции конкурента, усилить свое конкурентное преимущество.
Понятие «конкурентоспособность территории» трактуют по-разному. Большой известностью пользуется теория «конкурентного ромба» М. Портера. Четыре атрибута страны (условия для факторов, состояние спроса, родственные или поддерживающие отрасли, устойчивая стратегия, структура и соперничество), каждый в отдельности и все вместе, составляют основу конкурентных преимуществ. Многие отечественные экономисты придерживаются такого подхода к оценке конкурентоспособности территории, но, например, Р. А. Фатхутдинов считает, что правило «конкурентного ромба» не отражает в полном объеме атрибуты страны и следует учитывать еще две переменные — случайные события и действия правительства, которые могут усилить или ослабить любое конкурентное преимущество. Ряд отечественных экономистов предлагает рассматривать конкурентоспособность территории через совокупность факторов, представляющий пять основных групп потенциалов территории — ресурсный, качества жизни, финансовый, экологический и организационный и проводить оценку социально-экономической конкурентоспособности региона на основе рангового метода.
По нашему мнению, конкурентоспособность территории следует оценивать через категорию конкурентных преимуществ. Конкурентоспособность территории может быть выражена через наличие определенных конкурентных преимуществ территории, значимых для потребителя. Конкурентное преимущество не может сложиться, если та или иная характеристика территории отсутствует, но не каждая характеристика территории выступает ее конкурентным преимуществом. Конкурентное преимущество — это внешняя оценка, это оценка благ и ресурсов территории, которую дают непосредственные потребители.
Конкурентное преимущество — это такие характеристики территории (ресурсы, блага, социальные характеристики), которые создают для территории определенное превосходство по сравнению с территориями, располагающими во многом подобными (если не сказать аналогичными) ресурсами. За территорией признается конкурентное преимущество, если территория обладает определенным превосходством над сопоставимыми территориями, своими прямыми (основными) конкурентами.
В рамках территориального маркетинга также можно выделить две принципиально разные группы факторов: внутренние и внешние конкурентные преимущества.
Внутренним конкурентным преимуществом территории мы будем считать все характеристики территории, которые позволяют потребителю снизить собственные издержки производства, управления фирмой или общественной (некоммерческой) организацией (в случае ведения деятельности на территории) или снизить собственные затраты проживания (для частных лиц, рассматривающих территорию как место постоянного или эпизодического проживания).
Внешние конкурентные преимущества территории — это особые уникальные возможности, которые получает потребитель при проживании и/или осуществлении деятельности на территории; такие характеристики территории, которые образуют ценность для потребителя территориального продукта. В этом случае территория предлагает потребителям определенные уникальные (эксклюзивные) условия реализации их личных и деловых целей, территория более соответствует особым ожиданиям потребителей, лучше удовлетворяет нужды потребителей.