РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ

В течение года дети должны научиться: надевать и сни­мать наушники, находиться в индивидуальных слуховых ап­паратах в течение всего дня, строиться на занятия, подходить к сурдопедагогу и воспитателю в группе, во время прогулки по звуковому сигналу. Источник звука: барабан, бубен, гар­моника, дудка, голос.

1-е полугодие

Умения:

без звукоусиливающей аппаратуры реагировать на рече­вые и неречевые сигналы при постоянно увеличивающемся (индивидуально) расстоянии от источника звука: барабан, бубен, гармоника, дудка, свисток, металлофон, шарманка, го­лос (словосочетания типа па-па-па-па, пу-пу-пу, пи-пи-пи-пи);

с индивидуальным слуховым аппаратом различать на слух резко противопоставленные па характеру звучания игрушки при выборе из двух типа: барабан – дудка, бубен – свисток, бубен – гармоника; источник звука: барабан, бубен, гармони­ка, дудка, свисток, металлофон, шарманка; способ воспроиз­ведения детьми соответствующие движения под звучание игрушки с произнесением слогосочетаний;

* с аппаратом коллективного пользования и с индивиду­альными слуховыми аппаратами различать на слух длитель­ность звучания[8]; источник звука: дудка, свисток, гармоника, пианино, голос (слоги типа: па – ·[9] и па, ту – · и ту); способ воспроизведения детьми: соответствующие движения игруш­кой с произнесением звука или слога, голосовая реакция, слогосочетания (произнесение слогосочетаний ля-ля без со­путствующих движений);

со стационарной звукоусиливающей аппаратурой и без нее различать на слух при выборе из 2 – 3 звукоподражаний; речевой материал: ав-ав-ав или ам-ам-ам (собака), у – · (па­роход), в – · (самолет), прр (лошадка), пи-пи-пи (птичка), му – · (корова), мяу (кот), би-би-би или би-би (машина), ту-ту-ту или ту-ту (поезд), ко-ко-ко (курица), ква-ква-ква (лягушка) и т. п.

2-е полугодие

Умения:

без звукоусиливающей аппаратуры реагировать на рече­вые и неречевые сигналы при постоянно увеличивающемся (индивидуально) расстоянии от источника звука (см. 1-е по­лугодие);

с индивидуальным слуховым аппаратом различать на слух звучание игрушек при выборе из 2 – 3; источник звука и спо­соб воспроизведения детьми – см. 1-е полугодие;

с аппаратурой коллективного пользования и с индивиду­альным слуховым аппаратом различать на слух длительность звучания (источник звука см. 1-е полугодие); способ воспро­изведения детьми: соответствующие движения руки или иг­рушкой с произнесением звука или слога, голосовая реакция (произнесение звука или слога без сопутствующих движений), игра на пианино;

* с аппаратурой коллективного пользования и с индивиду­альными слуховыми аппаратами различать на слух темп зву­чания; источник звука: бубен, металлофон, пианино, гармони­ка, дудка, голос (слогосочетания типа па-па-па и па – · па – · па – ·); способ воспроизведения детьми: соответствующие движения игрушкой и произнесение слогов;

со стационарной звукоусиливающей аппаратурой и без нее различать на слух при выборе из 2 – 3 звукоподражания, лепетные и полные слова; речевой материал см. 1-е полугодие, а также слогосочетания и слова ляля (кукла), утя (утка), дом, мяч, лопата, рыба, мама, папа, имя ребенка;

со стационарной звукоусиливающей аппаратурой и без нее опознавать на слух звукоподражания* и лепетные слова (речевой материал см. выше).