Технологии — КАК удовлетворяются потребности
Анализ технологий удовлетворения потребности на рынке товаров и услуг не вызывает трудностей; достаточно рассмотреть различные технологии и сравнить, например, факс с телетайпом, чтобы оценить процесс изменения технологии удовлетворения потребности в передаче информации. Определение «технологий» использования территориального продукта потребителями является крайне сложной задачей. Здесь скорее речь должна идти о том, в каком качестве будет выступать потенциальный потребитель — он будет пользователем территориального продукта или его покупателем, т. е. потенциальный потребитель будет получать общественные услуги, ресурсы, блага территории на бесплатной или платной основе. Возможно и соединение этих двух разных качественных состояний в одном лице, когда житель территории является и пользователем, и покупателем общественных услуг, ресурсов и благ территории. В этом случае необходимо уточнить, какую общественную услугу житель получает на платной, а какую — на бесплатной основе.
В зависимости от того, в качестве пользователя или покупателя территориального продукта выступает потребитель, могут измениться критерии оценки территориального продукта, также возможна разная значимость этих оценок для потребителя (табл. 1).
Таблица 1. Специфика критериев оценки территориального продукта пользователями и покупателями территориального продукта
Важно (нравится) пользователю | Важно (нравится) покупателю |
Четкая адресность информации о территории и общественных услугах | Наличие информации о ресурсах, услугах, условиях приобретения |
Качество ресурсов, помощи, услуги | Разумная цена |
Консультации в процессе получения и использования услуги | Гибкость в условиях оплаты за ресурс, услуги, наличие форм ценового стимулирования |
Решение (принципиальное, глобальное) проблем пользователя | Сроки и точность исполнения заключенных соглашений с собственником ресурса |
Индивидуализация услуг | Удобство приобретения |
Критическая масса (достаточность) | Отсрочки в оплате за ресурс, услугу |
Учет национальных и религиозных особенностей | Возможность приобретения пакета услуг и ресурсов |
Положительное влияние на здоровье и уровень жизни, в том числе и в будущем | Доступность (легкость) приобретения ресурсов территории |
Престижность, модность, уникальность услуги и ресурсов | Возможность «возврата» услуги в случае ее некачественности |
Совместимость разных видов услуг, ресурсов, общественных благ территории | Разнообразие (ассортимент) ресурсов и услуг, стабильность и обновляемость ассортимента |
При подготовке рекламно-информационных материалов и презентации территории следует учесть эти разные критерии оценки территориального продукта пользователями и покупателями. При подготовке рекламно-информационных материалов, рассчитанных на определенную группу клиентов, следует сделать акценты; например, для инвесторов в большей степени представить выгоды территории с точки зрения покупателя.