Технологии — КАК удовлетворяются потребности

Анализ технологий удовлетворения потребности на рынке товаров и услуг не вызывает трудностей; достаточно рассмотреть различные технологии и сравнить, например, факс с телетайпом, чтобы оценить процесс изменения технологии удовлетворения потребности в передаче информации. Определение «технологий» использования терри­ториального продукта потребителями является крайне сложной зада­чей. Здесь скорее речь должна идти о том, в каком качестве будет выступать потенциальный потребитель — он будет пользователем территориального продукта или его покупателем, т. е. потенциальный потребитель будет получать общественные услуги, ресурсы, блага тер­ритории на бесплатной или платной основе. Возможно и соединение этих двух разных качественных состояний в одном лице, когда житель территории является и пользователем, и покупателем общественных услуг, ресурсов и благ территории. В этом случае необходимо уточнить, какую общественную услугу житель получает на платной, а ка­кую — на бесплатной основе.

В зависимости от того, в качестве пользователя или покупателя тер­риториального продукта выступает потребитель, могут измениться критерии оценки территориального продукта, также возможна разная значимость этих оценок для потребителя (табл. 1).

Таблица 1. Специфика критериев оценки территориального продукта пользователями и покупателями территориального продукта

Важно (нравится) пользователю Важно (нравится) покупателю
Четкая адресность информации о территории и общественных услугах Наличие информации о ресурсах, услугах, условиях приобретения
Качество ресурсов, помощи, услуги Разумная цена
Консультации в процессе получения и использования услуги Гибкость в условиях оплаты за ресурс, услуги, наличие форм ценового стимулирования
Решение (принципиальное, глобальное) проблем пользователя Сроки и точность исполнения заключенных соглашений с собственником ресурса
Индивидуализация услуг Удобство приобретения
Критическая масса (достаточность) Отсрочки в оплате за ресурс, услугу
Учет национальных и религиозных особенностей Возможность приобретения пакета услуг и ресурсов
Положительное влияние на здоровье и уровень жизни, в том числе и в будущем Доступность (легкость) приобретения ресурсов территории
Престижность, модность, уникальность услуги и ресурсов Возможность «возврата» услуги в случае ее некачественности
Совместимость разных видов услуг, ресурсов, общественных благ территории Разнообразие (ассортимент) ресурсов и услуг, стабильность и обновляемость ассортимента

При подготовке рекламно-информационных материалов и презента­ции территории следует учесть эти разные критерии оценки территори­ального продукта пользователями и покупателями. При подготовке рекламно-информационных материалов, рассчитанных на определен­ную группу клиентов, следует сделать акценты; например, для инвесто­ров в большей степени представить выгоды территории с точки зрения покупателя.