Функция потребностей — ЧТО удовлетворяется
Макросегментация в территориальном маркетинге
Лекция СПМ – 6
Потребители благ, ресурсов территории могут быть сгруппированы. Выделение групп потребителей территориального продукта позволяет уточнить, какие отдельные характеристики территориального продукта (в виде ресурсов и/или общественных услуг) и/или других средств комплекса маркетинга имеют большую значимость и привлекательность. В дальнейшем следует дать более подробную характеристику каждой группы потребителей, выделить специфику ожиданий и потребностей каждой группы и сделать работу с ними более адресной и потому более эффективной.
Сегментация — это концепция, описывающая разнообразие спроса, и поэтому, когда мы говорим о сегменте, мы подразумеваем совокупность потребителей, которая имеет однотипную реакцию на предлагаемый продукт и другие элементы комплекса маркетинга. При сегментировании рынка мы проводим разбивку рынка на четкие группы покупателей, для каждой из которых могут потребоваться отдельные — товары и/или комплексы маркетинга.
Для проведения макросегментации в территориальном маркетинге будем использовать трехмерную схему, в которой следует учесть:
• функцию потребностей — ЧТО удовлетворяется;
• технологии — КАК удовлетворяются потребности;
• группы потребителей — КТО получает удовлетворение.
Рассмотрим каждый структурный компонент макросегментации более подробно.
Применительно к территориальному маркетингу функция потребностей может быть определена через характеристику того, зачем потребители осуществили свой выбор конкретной территории, какие нужды и желания потребители надеются тем самым удовлетворить. В этом случае территория может представлять интерес как место проживания или место ведения деятельности, но турист лишь временно проживает на территории, также и осуществление деятельности на территории может носить временный (сезонный) характер. Таким образом, мы можем выделить четыре потенциальные причины (потребности). Территория может рассматриваться потребителем как место постоянного проживания, место временного (эпизодического) проживания, как место постоянного ведения деятельности, место временного (эпизодического) ведения деятельности. Анализ функций потребностей клиентов позволяет представить комплексную характеристику территории, поскольку в зависимости от специфики потребностей клиентов мы всякий раз уточняем, какие характеристики территории наиболее значимы для конкретной группы клиентов.
Прикладные исследования показывают, что основными критериями, которые значимы для человека при оценке территории как места постоянного проживания, являются:
• конкретные характеристики климата (температура в целом по году и по сезонам года, количество осадков, продолжительность светового дня и др.);
• наличие работы по имеющейся специальности;
• ожидаемый уровень заработной платы (прибыли, ренты и др.);
• возможность получения на территории дополнительных доходов (дополнительная работа, материальные выплаты и другие формы дохода);
• уровень ожидаемых расходов на данной территории;
• возможность получить или приобрести собственное жилье на первичном или вторичном рынке, качество жилья и коммунального обслуживания;
• уровень экологической, санитарной и криминогенной безопасности;
• наличие образовательных учреждений для детей, качество образования, наличие учреждений дополнительного образования и профессиональной подготовки;
• возможность получить достаточный уровень медицинской помощи, наличие оздоровительных объектов;
• наличие объектов и качество услуг в области культуры, спорта, досуга и развлечений;
• толерантность местного сообщества по национальной и религиозной принадлежности и ряд других характеристик территории.
Если человек рассматривает территорию как место временного пребывания, в качестве туриста с неделовыми целями визита, то наиболее значимыми выступают такие характеристики территории, как:
• наличие достопримечательностей, желательно известных, популярных, уникальных;
• какая-либо специфика территории (местоположение, удаленность, климат, рекреационные, архитектурные объекты, памятники зодчества и др.);
• условия проживания и развитие сферы обслуживания;
• безопасность для жизни;
• количество, качество, формы отдыха и развлечений и досуга;
• территориальная удаленность;
• удобство межтерриториального транспорта;
• уровень цен на товары и услуги;
• доброжелательность населения и ряд других характеристик территории.
Критериями при оценке территории как места осуществления бизнеса являются:
• наличие конкретных видов природных ресурсов, условия и формы их использования;
• уровень издержек производства при осуществлении деятельности на территории (дополнительное увеличение фонда заработной платы при ведении бизнес-деятельности на территории Крайнего Севера или сокращение транспортных расходов для предприятий, экспортирующих товары и расположенных в приграничной территории, и др.);
• энергообеспеченность, транспортная обеспеченность, существование и уровень качества других форм коммуникаций;
• возможность приобретения или аренды земли, объектов муниципальной собственности;
• достаточное количество и качество рабочей силы;
• достаточный контингент платежеспособного населения;
• наличие бизнес-услуг;
• особый статус территории (особая экономическая зона и др.);
• существующие формы и меры поддержки развития бизнеса на территории;
• общая оценка бизнес-климата на территории.
В том случае, когда территория рассматривается как место временного (эпизодического) ведения деятельности, вышеизложенные характеристики территории подлежат корректировке и уточняются в зависимости от профиля деятельности и сезонности работ. Например, в туристический летний сезон предприниматель может в течение 3-4 месяцев осуществлять перевозки пассажиров на собственной моторной лодке, при этом он не обязательно является резидентом данной территории, а просто совмещает свой личный отдых с ведением предпринимательской деятельности с целью получения дополнительного заработка. Объем такого вида предпринимательской деятельности, как правило, небольшой, но порой следует признать эту функцию потребностей значимой.
Таким образом, анализ функции потребностей ЧТО удовлетворяется позволяет решить несколько задач:
• сгруппировать основные потребности, которые могут быть у потребителей территориального продукта;
• выделить специфику каждой группы потребностей;
• определить наиболее значимые характеристики территории по разным группам потребностей;
• наполнить действительно полезной и значимой информацией рекламные материалы о территории, повысить эффективность пропаганды территории как места постоянного проживания, посещения, осуществления деятельности.