Второй год обучения

Дидактические игры, направленные на:

развитие зрительного внимания; на выделение и восприя­тие целостных предметов и их изображений; на создание по­ложительного эмоционального отношения к ним; на запомина­ние: «Покатай куклу (мишку, зайку)», «Узнай игрушку», «Найди свое место», «Найди свою пару», лото «Что измени­лось?», лото с отсрочкой в выполнении действия, «Что это?» (складывание разрезной картинки), лото-вкладки, кукольный театр;

выделение свойств предметов, на группировку предметов по выделенным свойствам: «Кубик на кубик», «Что катится, что не катится?», «Бегите ко мне», «Найди свою пару (свой дом)», «Брось шар (кубик)», «Чудесный мешочек» (выбор предметов на ощупь по зрительному образцу), матрешка 3 – 4-местная, пирамида из 5 – 6 колец, «Где такие?»;

развитие зрительно-двигательной координации: «Дорожки».

В процессе дидактических игр детям даются для различе­ния и восприятия шар, кубик, брусок, яйцо разных цветов – красного, синего, зеленого, желтого, белого, черного; большие и маленькие предметы. Детей учат в случае затруднений пользоваться разными способами поиска правильного выбора (пробы, прикладывание, накладывание). Выбор производится из 2 – 4, в конце года – из 6 объектов.

Конструирование, лепка, рисование, аппликация.В течение всего года учить детей: понимать, что постройка, лепная по­делка, рисунок, аппликация – это изображения реальных предметов, отражающие их свойства; видеть предмет и его свойства в изображении, обозначать их словами; вызывать интерес к конструированию, лепке, рисованию, аппликации; формировать положительное отношение к самой деятельности и к ее результату; учить обыгрывать лепные поделки, пост ройки; радоваться яр-кому, красочному сочетанию цветов, рит­мичному чередованию форм и цветов, красивым предметам (народным игрушкам, поделкам) и изображениям; предо I-жать знакомить с основными видами изобразительной дея­тельности, материалами и орудиями, которые используются в конструировании, лепке, рисовании, аппликации (строитель­ный материал, бумага, карандаш, кисточка, краска, клей, глина). Вырабатывать у детей необходимые для всех видов деятельности навыки и умения.

Конструирование. Правильно пользоваться строи­тельным материалом: ставить бруски и кирпичики на большую и меньшую плоскости, класть их, делать простейшие перекры­тия, добиваясь устойчивости конструкции; размещать элемен­ты конструктора по горизонтали (дорожка, забор) и по вер­тикали (дом).

Лепка. Знать свойства глины: мягкая, можно мять, рвать на куски, соединять куски, можно лепить. Засучивать рукава перед лепкой, лепить на дощечке (глина мажется), не разбра­сывать глину. Раскатывать небольшой комок глины между ладонями, соединять части, плотно прижимая их друг к другу.

Рисование. Правильно сидеть за столом, придержи­вать бумагу одной рукой. Правильно держать карандаш, фло­мастер, кисточку. Сопровождать взглядом движение руки с карандашом, кистью, следить за тем, чтобы при движении карандашом оставлять на бумаге четкие, заметные следы, ив то же время не слишком нажимать на карандаш, не мять бумагу, не рвать ее. Проводить прямые и округлые линии, замыкать их. Аккуратно набирать краску на кисть, вести кистью по бумаге без излишнего нажима, не лохматя ворс; делать мазки (примакивать).

Аппликация. Выкладывать и наклеивать элементы изображения цветной стороной вверх. Намазывать клеем тыльную сторону бумаги, аккуратно набирая клей на кисть. Намазывать бумагу клеем на клеенке, пользоваться тряпочкой.

К концу года подводить детей к самостоятельному пред­метному изображению: учить ассоциировать свои рисунки – каракули – с предметами, с картинками; строить, лепить, рисовать.

I квартал

Конструирование. Создание постройки воспитателем в при­сутствии детей (дом, мебель для кукол, большой и маленький дом, ворота), обыгрывание их детьми. Зарисовка построек воспитателем и соотнесение детьми рисунков с постройками. По подражанию действиям воспитателя строить ворота, дом обыгрывать их.

Лепка воспитателем с натуры в присутствии детей шара, мишки, неваляшки, куклы, чашки и др. с последующим сопо­ставлением их с натурой и обыгрыванием детьми. Рассматри­вание народных лепных игрушек (конь, баран, барыня и т. п. – дымковские, гуцульские), воспитание положительного отно­шения к ним («красиво»).

Рисование воспитателем в присутствии детей построек, лепных поделок, сделанных раньше и обыгранных детьми:

дома, ворот, мебели для кукол, шара, мишки, неваляшки, куклы, чашки; рисование с натуры предметов, знакомых де­тям: кубика, кирпичика, машины, предметов разного цвета (красный, синий, желтый, зеленый шар, кубик), разной вели­чины (большой и маленький дом, большая и маленькая кукла и т. п.). Соотнесение детьми всех рисунков воспитателя с предметами при выборе из двух («такой», «не такой»). Рисо­вание воспитателем при участии детей на большом листе букета осенних листьев, панно «Снег идет», рисование детьми «огоньков», «снега» путем примакивания. Знакомство с ки­сточкой, краской. Рассматривание с детьми картины с изобра­жением зимнего пейзажа («красиво»).

Аппликация. Вырезывание и наклеивание воспитателем в присутствии детей неваляшки, дома, ворот с соотнесением аппликации с предметом при выборе из двух. Накладывание детьми одежды на готовый контур куклы, дома на готовый контур («одень куклу», «построй дом»)

II квартал

Конструирование. По подражанию действиям вос­питателя создание постройки дома с воротами, большого и ма­ленького дома, дома с воротами и забором, мебели для кукол (стол, стулья, кровать). По образцу, заранее заготовлен­ному воспитателем, строить дом, ворота и обыгрывать пост­ройки.

Лепка во время прогулки под руководством воспитателя снежной бабы; лепка воспитателем бабы из глины, в присут­ствии детей – конфет-шариков, конфет-палочек, баранок для кукол (из глины). Раскрашивание и обыгрывание поделок. Продолжать знакомство с глиной, ее названием и свойствами Действия по подражанию воспитателю: мять, делить глину на части, соединять их.

Рисование воспитателем с натуры знакомых детям иг­рушек, соотнесение детыми рисунков с игрушками («такой», «не такой»), называние предметов («большой», «маленький»), цветов Рисование воспитателем домиков, вертикальных, го­ризонтальных, спиралевидных дорожек, по которым дети водят мишку, зайку, куклу. Продолжать знакомство с каранда­шом (фломастером) и бумагой, с правилами пользования ими. Многократное рисование без задания: поощрение разнообразного черкания, закрепление умения держать ка­рандаш. Обучение ассоциированию каракулей с изображен­ными на картинках предметами (шар, мяч, клубок, кубик, дом, дорога и т. п.). Рисование красками без задания Учас­тие детей в создании панно «Зима». Рассматривание народ­ных игрушек, бытовых предметов с народной росписью (об­ратить внимание на красивое сочетание цветов и ритмичное расположение узора). Контрольные задания.

Аппликация. Участие детей в создании панно «Нарядная елка»: дети помогают накладывать игрушки на изображение елки, прижимать тряпочкой. Продолжать знакомство с клеем и кисточкой, с правилами пользования имя. Раскладывание детьми по подражанию готовых геометрических форм на полосе бумаги с чередованием по цвету, по форме (4 эле­мента). Контрольные занятия.

III квартал

Конструирование. По подражанию создавать знако­мые постройки и обыгрывать их.

Лепка. По подражанию лепить конфеты-шарики, кон­феты-палочки, баранки для кукол.

Рисование (карандашами и красками) по подража­нию лент, дорожек к дому, заранее нарисованному воспита­телем, клубка. Рисование без задания и ассоциирование своих рисунков с предметами и картинками. Контрольные занятия.

Аппликация. Раскладывание геометрических форм на по­лосе бумаги с чередованием по цвету, по форме в соответствии с заранее заготовленным образцом. Наклеивание мяча.

Речевой материал: см. «Примерный словарь»