Второй год обучения
Дидактические игры, направленные на:
развитие зрительного внимания; на выделение и восприятие целостных предметов и их изображений; на создание положительного эмоционального отношения к ним; на запоминание: «Покатай куклу (мишку, зайку)», «Узнай игрушку», «Найди свое место», «Найди свою пару», лото «Что изменилось?», лото с отсрочкой в выполнении действия, «Что это?» (складывание разрезной картинки), лото-вкладки, кукольный театр;
выделение свойств предметов, на группировку предметов по выделенным свойствам: «Кубик на кубик», «Что катится, что не катится?», «Бегите ко мне», «Найди свою пару (свой дом)», «Брось шар (кубик)», «Чудесный мешочек» (выбор предметов на ощупь по зрительному образцу), матрешка 3 – 4-местная, пирамида из 5 – 6 колец, «Где такие?»;
развитие зрительно-двигательной координации: «Дорожки».
В процессе дидактических игр детям даются для различения и восприятия шар, кубик, брусок, яйцо разных цветов – красного, синего, зеленого, желтого, белого, черного; большие и маленькие предметы. Детей учат в случае затруднений пользоваться разными способами поиска правильного выбора (пробы, прикладывание, накладывание). Выбор производится из 2 – 4, в конце года – из 6 объектов.
Конструирование, лепка, рисование, аппликация.В течение всего года учить детей: понимать, что постройка, лепная поделка, рисунок, аппликация – это изображения реальных предметов, отражающие их свойства; видеть предмет и его свойства в изображении, обозначать их словами; вызывать интерес к конструированию, лепке, рисованию, аппликации; формировать положительное отношение к самой деятельности и к ее результату; учить обыгрывать лепные поделки, пост ройки; радоваться яр-кому, красочному сочетанию цветов, ритмичному чередованию форм и цветов, красивым предметам (народным игрушкам, поделкам) и изображениям; предо I-жать знакомить с основными видами изобразительной деятельности, материалами и орудиями, которые используются в конструировании, лепке, рисовании, аппликации (строительный материал, бумага, карандаш, кисточка, краска, клей, глина). Вырабатывать у детей необходимые для всех видов деятельности навыки и умения.
Конструирование. Правильно пользоваться строительным материалом: ставить бруски и кирпичики на большую и меньшую плоскости, класть их, делать простейшие перекрытия, добиваясь устойчивости конструкции; размещать элементы конструктора по горизонтали (дорожка, забор) и по вертикали (дом).
Лепка. Знать свойства глины: мягкая, можно мять, рвать на куски, соединять куски, можно лепить. Засучивать рукава перед лепкой, лепить на дощечке (глина мажется), не разбрасывать глину. Раскатывать небольшой комок глины между ладонями, соединять части, плотно прижимая их друг к другу.
Рисование. Правильно сидеть за столом, придерживать бумагу одной рукой. Правильно держать карандаш, фломастер, кисточку. Сопровождать взглядом движение руки с карандашом, кистью, следить за тем, чтобы при движении карандашом оставлять на бумаге четкие, заметные следы, ив то же время не слишком нажимать на карандаш, не мять бумагу, не рвать ее. Проводить прямые и округлые линии, замыкать их. Аккуратно набирать краску на кисть, вести кистью по бумаге без излишнего нажима, не лохматя ворс; делать мазки (примакивать).
Аппликация. Выкладывать и наклеивать элементы изображения цветной стороной вверх. Намазывать клеем тыльную сторону бумаги, аккуратно набирая клей на кисть. Намазывать бумагу клеем на клеенке, пользоваться тряпочкой.
К концу года подводить детей к самостоятельному предметному изображению: учить ассоциировать свои рисунки – каракули – с предметами, с картинками; строить, лепить, рисовать.
I квартал
Конструирование. Создание постройки воспитателем в присутствии детей (дом, мебель для кукол, большой и маленький дом, ворота), обыгрывание их детьми. Зарисовка построек воспитателем и соотнесение детьми рисунков с постройками. По подражанию действиям воспитателя строить ворота, дом обыгрывать их.
Лепка воспитателем с натуры в присутствии детей шара, мишки, неваляшки, куклы, чашки и др. с последующим сопоставлением их с натурой и обыгрыванием детьми. Рассматривание народных лепных игрушек (конь, баран, барыня и т. п. – дымковские, гуцульские), воспитание положительного отношения к ним («красиво»).
Рисование воспитателем в присутствии детей построек, лепных поделок, сделанных раньше и обыгранных детьми:
дома, ворот, мебели для кукол, шара, мишки, неваляшки, куклы, чашки; рисование с натуры предметов, знакомых детям: кубика, кирпичика, машины, предметов разного цвета (красный, синий, желтый, зеленый шар, кубик), разной величины (большой и маленький дом, большая и маленькая кукла и т. п.). Соотнесение детьми всех рисунков воспитателя с предметами при выборе из двух («такой», «не такой»). Рисование воспитателем при участии детей на большом листе букета осенних листьев, панно «Снег идет», рисование детьми «огоньков», «снега» путем примакивания. Знакомство с кисточкой, краской. Рассматривание с детьми картины с изображением зимнего пейзажа («красиво»).
Аппликация. Вырезывание и наклеивание воспитателем в присутствии детей неваляшки, дома, ворот с соотнесением аппликации с предметом при выборе из двух. Накладывание детьми одежды на готовый контур куклы, дома на готовый контур («одень куклу», «построй дом»)
II квартал
Конструирование. По подражанию действиям воспитателя создание постройки дома с воротами, большого и маленького дома, дома с воротами и забором, мебели для кукол (стол, стулья, кровать). По образцу, заранее заготовленному воспитателем, строить дом, ворота и обыгрывать постройки.
Лепка во время прогулки под руководством воспитателя снежной бабы; лепка воспитателем бабы из глины, в присутствии детей – конфет-шариков, конфет-палочек, баранок для кукол (из глины). Раскрашивание и обыгрывание поделок. Продолжать знакомство с глиной, ее названием и свойствами Действия по подражанию воспитателю: мять, делить глину на части, соединять их.
Рисование воспитателем с натуры знакомых детям игрушек, соотнесение детыми рисунков с игрушками («такой», «не такой»), называние предметов («большой», «маленький»), цветов Рисование воспитателем домиков, вертикальных, горизонтальных, спиралевидных дорожек, по которым дети водят мишку, зайку, куклу. Продолжать знакомство с карандашом (фломастером) и бумагой, с правилами пользования ими. Многократное рисование без задания: поощрение разнообразного черкания, закрепление умения держать карандаш. Обучение ассоциированию каракулей с изображенными на картинках предметами (шар, мяч, клубок, кубик, дом, дорога и т. п.). Рисование красками без задания Участие детей в создании панно «Зима». Рассматривание народных игрушек, бытовых предметов с народной росписью (обратить внимание на красивое сочетание цветов и ритмичное расположение узора). Контрольные задания.
Аппликация. Участие детей в создании панно «Нарядная елка»: дети помогают накладывать игрушки на изображение елки, прижимать тряпочкой. Продолжать знакомство с клеем и кисточкой, с правилами пользования имя. Раскладывание детьми по подражанию готовых геометрических форм на полосе бумаги с чередованием по цвету, по форме (4 элемента). Контрольные занятия.
III квартал
Конструирование. По подражанию создавать знакомые постройки и обыгрывать их.
Лепка. По подражанию лепить конфеты-шарики, конфеты-палочки, баранки для кукол.
Рисование (карандашами и красками) по подражанию лент, дорожек к дому, заранее нарисованному воспитателем, клубка. Рисование без задания и ассоциирование своих рисунков с предметами и картинками. Контрольные занятия.
Аппликация. Раскладывание геометрических форм на полосе бумаги с чередованием по цвету, по форме в соответствии с заранее заготовленным образцом. Наклеивание мяча.
Речевой материал: см. «Примерный словарь»