Лекция 5 Стандартизация в области обеспечения качества

5.1. Сущность и ключевые принципы международных стандартов ИСО Сущность стандартов ИСО 9000 состоит в концентрации Мирового опыта управления качеством, принятых международной организацией по стандартизации в марте 1987г. В 2000 г. ИСО приняла новую версию этих стандартов – МС ИСО 9000-2000. в РФ стандарты ИСО 9000-2000 введены в действие в 2001 г. принятием и опубликованием ГОСТ Р ИСО 9000-2001, ГОСТ Р 9001-2001 и ГОСТ Р ИСО 9004-2001. Содержание стандартов ИСО базируется на принципах философии TQM. ИСО 9000-2000 отличается четкой ориентацией на потребителя, а роль руководителя предприятия и как можно более полное вовлечение персонала в процесс – один из главных принципов, основанный на философии TQM. Главным принципом новых стандартов является понимание управления качеством как процесса, который непосредственно влияет на конечные показатели деятельности организации. МС ИСО 9000-2000 предусматривает непрерывное развитие и совершенствование деятельности в рамках системы управления качеством для достижения намеченных целей бизнеса организации. В основу обновления международных стандартов в области управления качеством ИСО серии 9000 положены восемь ключевых принципов системного управления качеством, освоенных передовыми международными компаниями: - 1. ориентация на потребителя;- 2. роль руководства;- 3. вовлечение работников;- 4. подход к управлению качеством как процессу;- 5. системность подхода;- 6. постоянное улучшение;- 7. принятие решений на основании фактов;- 8. взаимовыгодные отношения с поставщиком. Универсальность семейства стандартов ISO заключается в том, что они не предлагают абсолютных измеримых критериев качества для каждого отдельного вида продукции и услуг. Стандарты семейства ISO 9000 задают лишь методологию функционирования системы качества, которая в свою очередь должна обеспечивать высокое качество продукции и услуг, производимых предприятие, иными словами - обеспечивать высокую степень удовлетворенностипотребителей. В основном, нормы ИСО 9000 применяются в следующих четырех ситуациях: - 1. как методический материал при построении системы качества на предприятии. При этом использование стандартов ИСО 9000 позволит повысить конкурентоспособность организации, экономическую эффективность ее деятельности;- 2. как доказательство качества при заключении контракта между поставщиком и потребителем. В этом случае потребитель может оговорить в контракте, чтобы определенные процессы на предприятии-поставщике и определенные элементы системы качества, которые влияют на качество предлагаемой к поставке продукции, соответствовали нормам ИСО 9000;- 3. при оценке потребителем системы качества предприятия-поставщика. В этом случае потребитель оценивает соответствие построенной поставщиком системы определенной норме из семейства ИСО 9000; при этом поставщик может получить официальное признание соответствия определенному стандарту; - 4. при регистрации или сертификации системы качества зарегистрированным органом по сертификации. При этом поставщик обязуется поддерживать соответствие системы качества нормам ИСО 9000 для всех потребителей; как правило, для потребителя это является достаточным доказательством способности поставщика к качеству и оценка системы качества потребителем уже не проводится. Требования, предъявляемые к стандартам, относятся к:- 1.наличию стандартного языка документирования процессов управления качеством.- 2.наличию системы отслеживания и получения подтверждения того, что процессы управления качеством применяются корректно на всем предприятии.- 3. наличию подтверждения - аудита, сертификации - от третьей стороны. Для получения сертификата необходимо создать на предприятии систему управления качеством и выполнить ряд условий, в том числе, пройти аудиторскую проверку организации, которая будет выдавать сертификат. После получения сертификата такие проверки (наблюдательный аудит) будут проводиться регулярно для подтверждения сертификации.