Первый год обучения

Действия с предметами и игрушками. Воспитывать у детей интерес к играм, желание играть с предметами и игрушками. Поощрять стремление играть рядом, воспитывать положитель­ное отношение к играм друг друга (играть вместе, не ссориться во время игр, не отнимать игрушки).

Воспитывать бережное отношение к предметам и игруш­кам, учить класть игрушки на место, правильно пользоваться ими.

Уметь выполнять с игрушками простые игровые действия по подражанию воспитателю, а затем самостоятельно. Играть с сюжетными игрушками (куклами, животными, машинами и т. д.), переносить элементарные игровые действия, освоен­ные с одними игрушками, на другие. По подражанию воспро­изводить в игре цепочку взаимосвязанных игровых действий, которые раньше дети выполняли в отдельности (одеть куклу и пойти с ней гулять, покормить куклу и положить спать и т. д.).

Уметь играть с машинами (возить, нагружать кубиками, катать матрешек, животных).

С целью подготовки к строительным играм воспитателю необходимо создавать в присутствии детей простые постройки из кубиков, обыгрывать их: выстраивать в ряд одинаковые кирпичики (дорожка), ставить кубик на кубик (дом, башня) Учить по подражанию делать из кубиков гараж, дом, ворота стол, стул и т. д. Использовать эти постройки в несложных игровых сюжетах.

В течение года воспитателю следует проводить с детьми сезонные игры с песком, водой, снегом; учить малышей правильно пользоваться совком, лопаткой (насыпать песок в ведро и формочки, делать из сырого песка пирожки). Во врем. игр с водой пускать лодочку, рыбок, уточек, шарики, вылавливать их из таза сачком, купать кукол. С песком, снегом, водой играть аккуратно, не пачкать одежду.

Учить детей называть игрушки путем подбора табличек и приближенного устного проговаривания.

Дидактические игры. Формировать у детей интерес и желание самостоятельно играть с игрушками и предметами, с которыми их знакомили на занятиях.

В процессе дидактических игр обогащать сенсорно-двигательный опыт детей, совершенствовать зрительно-двигательную координацию, учить вычленять признаки и свойства предметов и ориентироваться на них.

Способствовать развитию мелкой моторики, побуждая выполнять действия с предметами (бросать мелкие предметы в сосуд с высоким горлом, катать шарики, нанизывать их на палочку, надевать на стержень кольца).

При проведении дидактических игр учить детей:

различать предметы по величине, по подражанию воспитателю собирать пирамидку в определенной последовательности сначала из 3 – 4 колец, затем из 4 – 6, строить башни, соби­рать двух-трехместных матрешек;

ориентироваться на форму: подбирать крышки к коробкам и баночкам различной формы (круглые, прямоугольные, квад­ратные);

различать основные цвета (подбирать предметы одного цвета, раскладывать шарики, кубики по цвету);

воссоздавать изображение (разрезные картинки из 2 – 3 частей), собирать простые сборно-разборные игрушки;

соотносить предметы и их изображения (парные картинки, «Лото – малышам»);

действовать с предметами-орудиями (совок, лопаточка, ве­ревочка, палка с крючком); давать детям игровые задания, побуждающие к использованию предметов-орудий.

Подвижная игра. Приучать детей к совместным играм. Ориентироваться ® пространстве комнаты, зала, бегать, хо­дить, не наталкиваясь на других детей.

Побуждать к играм с мячами, каталками, тележками, ав­томобилями.

Учить подражать простейшим движениям некоторых жи­вотных (ходить, как мишки; прыгать, как зайка; летать, как птички и т. д.), действовать в соответствии с правилами игры.

Игры[5]: «Поезд», «Самолеты», «Пузырь», «Птички летают», «Догоните меня», «Догоню», «Найди свой цвет», «Береги пред­мет», «Доползи до погремушки», «По мостику», «Найди фла­жок», «Догони мяч», «Кто тише?», «Перешагни через палку», «Прокати мяч», «Попади в воротца», «Прыгни через шнур», «Поймай мяч».

Речевой материал: будем играть, играй(те), покор­ми, положи, одень, спит, ест, не ломай, построй, бросай, лови, беги, прыгай, иди, кукла, мишка, зайка, матрешка, машина, мяч, птичка, лопатка, ведро, совок, быстро, хорошо.