Профессиональные роли социального педагога.
Социальный педагог по своему профессиональному назначению призван предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику негативных явлений и отклонений в поведении детей и взрослых. В связи с этим ему приходится осваивать различные социальные ролии менять их в практической деятельности в зависимости от ситуации и характера решаемой проблемы. Социальный педагог в своей профессиональной деятельности выполняет следующие социальные роли:
- посредник (связующее звено между личностью и социальными службами, между родителями и детьми, между семьей и государственными службами),
- «адвокат» (защитник интересов, законных прав личности и его семьи),
- участникиорганизатор совместной деятельности (побуждает человека к действию, социальной инициативе),
- помощник (помогает людям расширить их компетенцию и развить способность самим решать свои проблемы),
- психотерапевтинаставник (содействие личности и семье в разрешении личностных проблем, социальный патронаж, забота о формировании нравственных, общечеловеческих ценностей в социуме),
- конфликтолог (помощь в предотвращении и разрешении конфликтных ситуаций своих клиентов),
- эксперт (постановка социального диагноза и определение методов компетентного вмешательства),
- общественный деятель (поддержка, развитие и руководство социальных инициатив граждан).
2. Понятие профессиональной компетентности социального педагога включает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению социально-педагогической деятельности и характеризует его профессионализм. Рамки компетенции любого специалиста устанавливаются соответствующим нормативно-правовым документом – квалификационной характеристикой, представляющей собой обобщенные требования к подготовленности специалиста на уровне его теоретического и практического опыта. Она является основополагающим документом подготовки и профессиональной деятельности специалиста и содержит его должностные обязанности, характеристику труда, основные знания и умения, которыми должен обладать выпускник либо практикующий специалист в данной должности.
Квалификационная характеристика социального педагога состоит из трех частей: «Должностные обязанности», «Должен знать», и «Квалификационные требования».
В первой части«Должностные обязанности» определены основные виды помощи, которые оказывает социальный педагог. К ним относятся:
- социально-информационная помощь, направленная на обеспечение детей информацией по вопросам социальной защиты, помощи и поддержки;
- социально-правовая помощь, направленная на соблюдение прав человека и прав ребенка, содействие в реализации правовых гарантий различных категорий детей, правовое воспитание детей по жилищным, брачно-семейным, трудовым, гражданским вопросам;
- социально-реабилитационная помощь – направленная на оказание реабилитационных услуг в центрах, комплексах, службах и других учреждениях по восстановлению психологического, морального, эмоционального состояния и здоровья нуждающихся в ней детей;
- социально-бытовая помощь – направленная на содействие в улучшении бытовых условий детей, проживающих в семьях группы риска;
- социально-экономическая помощь – направленная на оказание содействия в получении пособий, компенсаций, единовременных выплат, адресной помощи детям, на материальную поддержку сирот, выпускников детских домов;
- медико-социальная помощь – направленная на уход за больными детьми и профилактику их здоровья, профилактику алкоголизма, наркомании несовершеннолетних, медико-социальный патронаж детей из группы риска;
- социально-психологическая помощь – направленная на создание благоприятного микроклимата в семье, в котором развивается ребенок, устранение негативных воздействий дома, в школьном коллективе, затруднений во взаимоотношениях с окружающими, в профессиональном и личностном самоопределении;
- социально-педагогическая помощь – направленная на создание необходимых условий для реализации права родителей на воспитание детей, преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситуаций, порождающих детскую беспризорность и безнадзорность, обеспечение развития и воспитания детей в семьях группы риска.
Вторая часть квалификационной характеристики «Должен знать» представляет единство теоретических знаний и умений, необходимых для оказания выделенных в первой части видов помощи. К ним относятся профессиональные знания и умения.
Профессиональные знания социального педагога:
- нормативно-правовая база деятельности (законы, подзаконные акты, постановления, распоряжения, инструкции, социально-правовые и социально-экономические основы деятельности социального педагога, системы учреждений, оказывающих помощь ребенку);
- теория и история социальной педагогики;
- возрастная психология, изучающая личность ребенка, его физическое, духовное и социальное развитие, нормальное и отклоняющее поведение;
- социология, изучающая объединения и группировки людей (семья, мала группа, школьный коллектив, коллектив сверстников);
- методы социального управления и планирования профессиональной исследовательской деятельности.
Профессиональные умения социального педагога:
- аналитические умения предполагают теоретический анализ процессов, происходящих в социуме и оказывающих негативное влияние на состояние и развитие ребенка, анализ состояния ребенка и окружающего его социума, вычленение проблемы ребенка, анализ совместной деятельности по устранению проблемы;
- прогностические умения предполагают прогнозирование решения проблемы ребенка посредством вовлечения его в специально организованную социально-педагогическую деятельность, прогнозирование развития личности ребенка с учетом возникшей перед ним проблемы. Прогностические умения предполагают выдвижение цели деятельности, ее задач, отбор способов осуществления, предвидение результатов, учет возможных отклонений от намеченной цели, определение этапов, распределение времени, планирование совместной с ребенком деятельности;
- проективные умения предполагают определение конкретного содержания деятельности, осуществление которой обеспечит планируемый результат. Они включают перевод цели деятельности в конкретные задачи, учет личных возможностей, опыта и материальных условий, отбор содержания, методов и средств достижения поставленных задач, создание программы деятельности для конкретного ребенка.
- рефлексивные умения предполагают самоанализ собственной деятельности социального педагога на каждом из ее этапов, осмысление ее положительных и отрицательных сторон и степени влияния полученных результатов на личность ребенка и решение его проблемы;
- коммуникативные умения предполагают владение культурой межличностного общения и включающие: умение слушать и слышать ребенка, войти в ситуацию общения и установить контакт, выявить информацию и собрать факты, необходимые для понимания проблемы ребенка, создавать и развивать позитивные отношения, наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение ребенка.
Третья часть квалификационной характеристики «Квалификационные требования» включает в себя механизм получения категорий и необходимые требования, которые предъявляются к социальному педагогу для получения определенной категории.
Социальный педагог – представитель особой, деликатной и гуманной профессии. Как посредник во взаимоотношениях личности, семьи и общества он призван работать в системе образования и социальной помощи населению.
3. Профессиональные стандарты и требования к профессиональной компетенции социального педагога основываются на кодексе этики социального педагога, который базируется на фундаментальных общечеловеческих ценностях. В соответствии с этическим кодексом социальный педагог рассматривается как работник социально-педагогической службы, осознающий свою моральную ответственность перед клиентом и обществом, добровольно принявший на себя ответственность в оказании помощи людям, в улучшении качества их жизни. Кодексом выделены следующие основные позиции:
Облик и поведение социального педагога.