Единственная фирма-гигант

Несовершенная информация.

Немногочисленность и крупные размеры фирм.

Несовершенная информация.

Дифференциация продукции как барьер входа на рынок.

Малые размеры и многочисленность фирм.

НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

При несовершенной конкуренции расщепление экономической власти ослаблено или вовсе отсутствует.

МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ. На рынке действует множество фирм, причем среди них либо вообще нет крупных, либо они не имеют решающих преимуществ над мелкими и соседствуют с ними. Барьеры на пути проникновения на такой рынок сравнительно не высоки: чтобы открыть мастерскую по выпуску мягкой мебели или модную парикмахерскую, большие капталы не нужны, и конкурентам трудно воспрепятствовать этому. Незатруднителен обычно и уход с рынка - всегда находятся покупатели, готовые купить небольшое дело.

Черты монополистической конкуренции

2. Дифференциация продукции. Выпускаемый каждой фирмой товар чем-то отличается от изделий других компаний. Любой производитель занимает своеобразное положение «мини-монополиста» (единственного производителя конкретной узкой разновидности данного продукта) и обладает известной властью на рынке

Факторы дифференциации продуктов:

- качественные различия

- различия в сервисе

- различия в рекламе

ОЛИГОПОЛИЯ (господство немногих). Этот термин применяется в экономике для описания рынка, на котором существуют несколько фирм (3-8), отдельные из которых контролируют значительную долю рынка (более 50%).

 

Черты олигополии

2.0днородность или разнородность продукции (фактор дифференциации):

-дифференцированная олигополия - олигонолистические отрасли, в которых дифференциация продута значительна (автомобилестроение)

-недифференцированная олигополия - отрасли, где продукт является страндартизированным (цементная, нефтяная промышленности)

3.Крупые барьеры - размер фирмы, финансовый барьер, барьер емкости рынка.

МОНОПОЛИЯ. Потребителям противостоит один производитель-гигант.

Черты монополии

2.Уникальность (незаменимость) продукции. Потребитель вынужден пользоваться продукцией монополиста, соглашаться с его ценовыми условиями и т.п.

3.Непреодолимые барьеры:

- преимущества крупного производителя (вплоть до естественной МОНОПОЛИИ). Шансы на возникновение монополии существуют лишь там, где размеры создают крупные преимущества в издержках. Естественные монополии возникают в том случае, когда единственный производитель обслуживает рынок более эффективно, чем это способны сделать несколько конкурирующих между собой фирм

- легальные барьеры (монопольное владение источниками сырья, землей, правами на научно-технические достижения, санкционированные государством исключительные права)

- нечестная конкуренция (например, демпинг)

4.Полная информация. Обслуживая всех потребителей, монополист точно знает объем рынка, может оперативно и с абсолютной точностью отслеживать изменения объемов продаж, и естественно, в деталях осведомлен о ценах, которые сам же и устанавливает.