Программно-нормативные основы физического воспитания школьников

Накопление ДДТ и других химикатов в водоемах и промышленных стоках Западного Берлина в 1989 году, поэтому была запрещена продажа рыбы из водоемов города;

2) Две катастрофы в 60-е годы 20 века в Японии на морском побережье:

а) употребление жителями загрязненных кадмием питьевой воды, рыбы и других морепродуктов, риса, овощей вызывает специфическое костное заболевание “Итай-итай”. Кадмий подменяет кальций в биохимических процессах, накапливается в костной ткани и вызывает «размягчение» кости),

б) употребление жителями загрязненной метилртутью рыбы (болезнь “Минамата”- тератогенное действие).

3) Накопление ДДТ, ПХБ и диоксинов в грудном молоке женщин.

 

9. Факторы, влияющие на биоаккумуляцию (свойства экотоксиканта, свойства биологического вида и ряд других экологических факторов):

- персистентность экотоксиканта ( степень накопления вещества в организме определяется длительностью пребывания его в среде в неизменной концентрации);

- липофильность способствует биоаккумуляции органических экотоксикантов в жировой ткани; для относительной характеристики липофильных свойств экотоксиканта используют коэффициент распределения поллютанта между н-октанолом и водой (К оw ), равный отношению его концентрации в н-октаноле к его концентрации в воде;

-химический состав и строение экотоксиканта (ионное состояние, присутствие тех или иных функциональных групп): незаряженные органические молекулы легко проникают через мембрану клетки и оказывают более глубокое внутреннее воздействие по сравнению с заряженными частицами;

- скорость биотрансформации в организме (метаболизм), которая зависит от химической природы экотоксиканта и видовых особенностей организма;

- положение организма в трофической цепи (коэффициент накопления экотоксиканта растет от низших звеньев пищевой цепи к высшим);

- среда обитания (в водных экосистемах возможно накопление экотоксикантов из среды и по пищевой цепи, в наземных – преимущественно по пищевой цепи).

Вывод. Наибольшей способностью к биоаккумуляции обладают устойчивые липофильные экотоксиканты (растворимы в жирах, медленно метаболизируют в организме, обладают высокой устойчивостью в окружающей среде). Главной мишенью экотоксикантов в результате их биоаккумуляции являются организмы, стоящие на высших уровнях в трофической цепи.

1 Учебная программа для общеобразовательных учреждений по предмету «Физическая культура и здоровье» для учащихся 1-11-х классов

4.2 Образовательный стандарт учебного предмета «Физическая культура» (4 – 11 классы)

4.3 Государственный физкультурно-оздоровительный комплекс Республики Беларусь (1–4 ступени, возраст 7–21 год) и программа молодежного физкультурно-оздоровительного движения «Олимпийские надежды Беларуси»

4.4 Прикладной физкультурно-спортивный комплекс «Защитник Отечества»,

 

программа и методические рекомендации по внеклассной и внешкольной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе в общеобразовательной школе

 

 

4.1 Учебная программа для общеобразовательных учреждений по предмету «Физическая культура и здоровье» для учащихся 1-11-х классов

 

Физическое воспитание в учреждениях, обеспечивающих поучение общего среднего образования, осуществляется на основе следующих основных программных и нормативных документов:

– учебная программа для общеобразовательных учреждений по предмету «Физическая культура и здоровье» для учащихся 1-11-х классов;

– десятибалльная шкала оценки учебных достижений учащихся по учебному предмету «Физическая культура»;

– образовательный стандарт учебного предмета «Физическая культура» (4 – 11 классы);

– государственный физкультурно-оздоровительный комплекс Республики Беларусь (1–4 ступени, возраст 7-21 год);

– программа молодежного физкультурно-оздоровительного движения «Олимпийские надежды Беларуси»;

– прикладной физкультурно-спортивный комплекс «Защитник Отечества»;

– программа и методические рекомендации по внеклассной и внешкольной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе в общеобразовательной школе.

Основным программным документом, согласно которого осуществляется физическое воспитание в школе на уроках физической культуры и здоровья (так предмет начал называться с 2008-2009 учебного года) является учебная программа для общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения «Физическая культура и здоровье», 1-11 классы. Данная программа была разработана сотрудниками Министерства образования и Национального института образования Республики Беларусь в 2008 году и вступила в действие в 2008-2009 учебном году. Учителя физической культуры и здоровья всех средних общеобразовательных учреждений страны строят педагогический процесс по физическому воспитанию на уроках согласно содержанию и рекомендаций в данной программе.

Учебный материал по физическому воспитанию представлен для каждого класса в отдельности и для учащихся 1-4 классов распределен по следующим разделам: введение в школьную жизнь (только в 1 классе); знания; умения, навыки, способы деятельности; развитие двигательных способностей.

Содержание уроков раздела «Введение в школьную жизнь» заполняется преимущественно игровой деятельностью, привычной для детей, нацеленной на решение образовательных и воспитательных задач.

Темы раздела «Знания» в 1 и 2 классах планируются к освоению на уроках физической культуры и здоровья в течение учебного года в форме непродолжительных (до 3-5 мин) рассказов, бесед, тематика которых связана с задачами конкретного урока. В 3 и 4 классах допускается планировать и проводить теоретические уроки физической культуры.

Раздел «Умения, навыки, способы деятельности» включает в себя строевые упражнения, физические упражнения, составляющие содержание «школы движений»: ходьбу, бег, прыжки, метание, лазание, упражнения в равновесии, простейшие акробатические упражнения, танцевальные движения, передвижение на лыжах, плавание.

Содержание раздела «Развитие двигательных способностей» включает в себя подвижные игры и игровые задания, тестовые упражнения и критерии определения уровня развития двигательных способностей учащихся, примерный перечень домашних заданий и рекомендации по недельному двигательному режиму школьников, не занимающихся в спортивных или физкультурных группах для каждого класса.

Тестовые упражнения (в программе представлены шкалы для каждого класса) используются учителем исключительно для мотивации учебной деятельности, индивидуализации и коррекции содержания образовательного процесса. Учащиеся 1 класса выполняют тестовые упражнения один раз в учебном году — в мае. Учащиеся 2-4 классов тестируются два раза в течение учебного года — в сентябре и мае. Уровень развития двигательных способностей учащихся 3 и 4 классов не учитывается при выставлении итоговой отметки за учебную четверть и учебный год.

Представлены требования (тоже для каждого класса) по следующим позициям:

– учащиеся должны знать;

– учащиеся должны знать и соблюдать;

– учащиеся должны знать и уметь правильно выполнять;

– учащиеся должны уметь;

В целях эффективного решения задач физического воспитания учащихся начальных классов содержание уроков физической культуры должно быть тесно взаимосвязано с двигательной активностью школьников в режиме учебного и продленного дня, с участием школьников во внеклассных физкультурно-оздоровительных мероприятиях.

Содержание предмета в 5-11 класса представлено базовым и вариативным компонентами.

Базовый компонент представлен содержанием учебного предмета «Физическая культура и здоровье», обязательным для освоения учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам. Он включает разделы «Знания» и «Основы видов спорта», которые содержат минимальный объем учебного материала, необходимый для общего физкультурного образования, общекультурного, духовного и физического развития, оздоровления, нравственного совершенствования учащихся, формирования здорового, физически активного образа жизни, развлечения и отдыха с помощью средств физической культуры.

Раздел «Знания» включает теоретический материал, необходимый для практического освоения учебного предмета, формирования мировоззрения здорового образа жизни и самостоятельного использования средств физической культуры с целью оздоровления, формирования здорового, физически активного образа жизни, развлечения и активного отдыха.

Раздел «Основы видов спорта» содержит практический и необходимый для его освоения теоретический учебный материал. Изучаются следующие виды спорта: легкая атлетика, гимнастика, акробатика, лыжная или конькобежная подготовка (по выбору), кроссовая подготовка (в условиях бесснежной зимы взамен лыжной или конькобежной подготовки), спортивные игры (баскетбол, гандбол, волейбол, футбол. В 5-9 классах изучаются две спортивные игры, в 10-11 классах - одна из этих двух), аэробика (девушки, начиная с 10 класса), атлетическая гимнастика (юноши, начиная с 10 класса). Практический учебный материал включает подлежащие освоению и последующему применению с целью развития координационных и кондиционных способностей двигательные умения, навыки, способы деятельности. Теоретический учебный материал раздела «Основы видов спорта» осваивается на практических учебных занятиях попутно с освоением умений, навыков, способов деятельности и использованием их с целью воспитания двигательных способностей. Освоение в полном объеме теоретического учебного материала и, с учетом состояния здоровья, практического учебного материала базового компонента является обязательным для всех учащихся.

Вариативный компонент представлен видами спорта, не вошедшими в базовый компонент. Это плавание (при наличии условий для обучения плаванию допускается использовать часы за счет других тем учебного материала раздела «Основы видов спорта»), туризм, теннис настольный, аэробика, атлетическая гимнастика, а также учебным материалом спортивных игр, который может использоваться учителем физической культуры с учетом интересов учащихся и наличия соответствующей спортивной базы. Содержание вариативного компонента используется в соответствии с примерным распределением учебного материала для каждого класса.

Представлены требования для учащихся оканчивающих базовую и среднюю и школу по следующим позициям:

– учащиеся должны знать;

– учащиеся должны знать и соблюдать;

– учащиеся должны уметь;

– учащиеся должны знать и уметь правильно выполнять;

– учащиеся должны знать и уметь.

В программе как для начальной, так для средней и старшей школы представлены 10-бальные шкалы оценки уровня развития двигательных качеств учащихся для каждого класса в отдельности, содержание домашних заданий (количество часов не регламентируется) как для всего класса, так и индивидуально (подбираются и задаются учителем физической культуры учащимся с ослабленным здоровьем в соответствии с рекомендациями врача).

Содержание учебной программы рассчитано на учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам. Учащиеся, отнесенные по со­стоянию здоровья к специальной медицинской группе и группе лечебной физической культуры, занимаются отдельно от уроков физической культуры по специальным программам, утверждаемым Министерством образования Республики Беларусь.

Перевод из одной медицинской группы в другую осуществляется в соответствии с действующими нормативными документами Министерства образования и Министерства здравоохранения Республики Беларусь. Учащиеся, освобожденные медицинским работником от двигательной активности на уроках физической культуры, присутствуют на них и выполняют не противопоказанные индивидуальные задания под контролем учителя.

Для повышения оздоровительного эффекта учебного предмета «Физическая культура и здоровье» рекомендуется чаще проводить занятия с детьми на открытых пришкольных площадках.

 

4.2 Образовательный стандарт учебного предмета «Физическая культура» (4 – 11 классы)

4.3 Государственный физкультурно–оздоровительный комплекс Республики Беларусь (1–4 ступени, возраст 7–21 год) и программа молодежного физкультурно–оздоровительного движения «Олимпийские надежды Беларуси»

Государственный физкультурно-оздоровительный комплекс Республики Беларусь.Государственный физкультурно-оздоровительный комплекс Республики Беларусь (далее комплекс) является программной и нормативной основой создания в стране социально регулируемого процесса массового физкультурно-оздоровительного движения учащейся молодежи Республики Беларусь.Он разработан с учетом отечественных традиций программного и нормативного обеспечения физического воспитания, реального уровня физической подготовленности, современных условий учебы и жизни учащихся и студентов, необходимости воспитания у каждого заботы о своем здоровье и долголетии смолоду. Это гуманистический национальный комплекс. Гуманизм комплекса проявляется в образовательной и оздоровительной направленности, ориентации учащихся и студентов на гармоничное физическое и духовное развитие, разностороннюю физическую подготовку, здоровый образ жизни. Национальный характер комплекса определяют его зарождение в недрах национальной системы образования, разработка на основе результатов изучения физического развития и физической подготовленности учащейся молодежи Республики Беларусь, единство цели государства общества и личности.

Центральной идеей комплекса объединяющей государство, общество и личность, является идея духовного и физического оздоровления нации средствами физической культуры и повышения на этой основе качества жизни каждого гражданина. Основным девизом комплекса, объединяющим движение личности, общества и государства навстречу друг другу, является: «Давайте заботиться о здоровье сообща! Давайте будем партнерами!». Этот девиз предполагает совместное участие в оздоровлении нации государства, общества и каждого его гражданина. Государство создает правовую и нормативную базу, ориентирующую личность и общество на сохранение и укрепление здоровья, условия, необходимые для выполнения принятых Законов и подзаконных актов. Личность активно использует представленную ей возможность для оздоровления и формирования здорового образа жизни средствами физической культуры. Общество поддерживает и поощряет усилия личности, направленные на духовное и физическое саморазвитие, самооздоровление и формирование здорового образа жизни.

Их выполнение может обеспечить самооздоровление, физическое и духовное саморазвитие личности, формирование здорового образа жизни средствами физической культуры и создание в стране массового физкультурно-спортивного движения населения с оздоровительной, образовательной, развивающей, духовно-воспитательной направленностью.

Как нормативная основа системы физического воспитания, комплекс устанавливает уровни индивидуализированной оценки физического развития и физической подготовленности учащихся и студентов в возрасте от 7 лет до 21 года. Показатели физического развития и физической подготовленности являются ориентирами индивидуализации физического воспитания и самовоспитания.

Цель и задачи комплекса. Целью комплекса является развитие в стране социально регулируемого процесса массового физкультурного и спортивного движения населения с оздоровительной, образовательной и духовно-воспитательной направленностью, формирование здорового образа жизни средствами физической культуры.

В задачи комплекса входит:

– объединить общей идеей оздоровления нации и повышения качества жизни средствами физической культуры усилия личности, общества и государства в массовое физкультурное движение под девизом «Давайте заботиться о здоровье сообща! Давайте будем партнерами!».

– одухотворить это движение гуманистическими олимпийскими идеалами под девизом «Следуй гуманистическим олимпийским идеалам – добьешься успеха в жизни, здоровья и долголетия!»;

– установить на каждой ступени системы образования базовые учебные требования к обязательному общему физкультурному образованию, необходимые для оздоровления, физического и духовного развития, разносторонней физической подготовки, формирования здорового образа жизни учащихся и студентов средствами физической культуры;

установить для каждой половозрастной группы на каждой ступени системы образования индивидуальные критерии оценки физического развития и уровни физической подготовленности, необходимые для программирования, разработки методики и оценки эффективности физического воспитания и самовоспитания;

– обеспечить преемственность формирования массового физкультурно-оздоровительного движения в учебных заведениях различного типа с помощью базовых требовании показателей физического развития и физической подготовленности различных половозрастных групп учащихся и студентов;

– готовить учащихся и студентов духовно, интеллектуально и физически к участию в системе мероприятий, проводимых под патронажем государства и прогрессивных общественных организаций, которые обеспечивают практическую реализацию гуманистических олимпийских идеалов нравственного и физического оздоровления, гармонии физического и духовного развития, сближения людей друг другом и дарят радость, удовольствие, счастье от общения и преодоления самого себя, способствуют формированию здорового образа жизни;

– содействовать в комплексе с другими социальными экономическими факторами повышению уровня здоровья, снижению заболеваемости и формированию здорового образа жизни личности и нации средствами физической культуры и спорта для всех.

Цель и задачи комплекса получают свое конкретное преломление в содержании каждой ступени.

Структура и содержание комплекса. Комплекс состоит из четырех ступеней, связанных со структурой общего и профессионального образования и методических рекомендаций по их использованию учащимися и студентами.

Каждая ступень включает в себя пять разделов: «Цель, задачи и требования к общему физкультурному образованию», «Критерии индивидуальной оценки физического развития», «Виды испытаний и уровни оценки результатов», «Спортивные требования и рекомендации по недельному двигательному режиму».

В первом разделе «Цель, задачи и требования к общему физкультурному образованию» сформулированы цель, задачи ступени и перечислены наиболее общие требования к знаниям, двигательным и методические умениям и навыкам, которые усложняются с возрастом от ступени к ступени.

Во втором разделе«Критерии оценки физического развития» приведены таблицы для индивидуальной оценки таких важных для здоровья, физического воспитания и контроля за его эффективностью показателей физического развития, как вес тела и окружность грудной клетки в зависимости от роста и возраста. С помощью этих таблиц можно определить насколько гармонично развит человек, необходима ли ему коррекция физического развития с помощью средств физической культуры.

В третьем разделе«Виды испытаний и уровни оценки физической подготовленности» приведены виды испытаний физической подготовленности и таблицы с уровнями оценки результатов в каждом из них.

В четвертом разделеизложены рекомендации по двигательному режиму для различного возраста и пола.

В пятом разделе,начиная со второй ступени, приведены спортивные требования комплекса. В них установлены требования к количеству соревнований, в которых каждый учащийся должен принять участие в течение года, если у него нет противопоказаний врача.

Методические рекомендациизнакомят с правилами измерения роста, веса, окружности грудной клетки, выполнения тестов для оценки показателей физической подготовленности.

Программа молодежного физкультурно-спортивного движения «Олимпийские надежды Беларуси».Программа рассчитана на разновозрастной контингент от 6 до 18 лет. В программу включены мероприятия для учащихся специализированных учебных заведений: детских дошкольных домов, школ-интернатов для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов.

Программа объединяет общей идеей оздоровления нации и повышения качества личности средствами физической культуры возростно-половые и социальные группы в массовое физкультурное движение под девизом «Следуй олимпийским идеалам – добьешься успеха, здоровья и долголетия».

Цели, задачи программы.Программа предполагает повышение эффективности физкультурно-массовой работы в учебных заведениях и по месту жительства. Она вводит в практику образовательных учреждений методологию олимпийского воспитания и образования, целью которой является всестороннее развитие личности учащегося, укрепление его здоровья, подготовка жизни.

В ходе реализации программы решаются следующие задачи:

1 Совершенствование форм и методов физкультурно-массовой работы.

2 Привлечение дошкольников, школьников и учащихся ПТУ и ССУЗов к систематическим занятиям различными формами физической культуры и спортом.

3 Улучшение физического воспитания учащихся и молодежи, укрепление их здоровья, повышение уровня физической подготовленности.

4 Привитие устойчивого интереса и потребности учащихся и студентов к повседневным занятиям физическими упражнениями и спортом.

5 Широкая пропаганда физической культуры и спорта среди подрастающего поколения.

6 Проведение конкурсов на лучшую постановку спортивной и физкультурно-оздоровительной работы среди учебных заведений, регионов.

Участники программы. В физкультурно-спортивном движении участвуют дошкольники, школьники, учащиеся средних учебных заведений. Педагоги, тренеры, методисты, родители, работники ЖЭСов привлекаются в состав организаторов физкультурно-спортивного движения под патронажем администраций района, города.

Этапы программы.I и II этапы включают внутриучебные, районные и городские мероприятия. Создаются клубы юных олимпийцев, организуются проведение олимпийских зачетов, олимпийских фестивалей, олимпийских уроков, массовых спортивных соревнований, спортивных праздников, Дней бегуна, здоровья, встреч спортсменов различных поколений, спортивно-концертных мероприятий, тематических выпусков стенгазет, лекций, бесед на олимпийскую тему, олимпийских выставок, конкурсов на лучшую постановку работы по олимпийскому образованию и других мероприятий. III этап – районные, городские, областные, г. Минска мероприятия (соревнования, конкурсы, фестивали и т.п.). IVэтап – республиканские мероприятия.

 

4.4 Прикладной физкультурно-спортивный комплекс «Защитник Отечества», программа и методические рекомендации по внеклассной и внешкольной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе в общеобразовательной школе

Прикладной физкультурно-спортивный комплекс «Защитник Отечества». Цель и задачи.Прикладной физкультурно-спортивныйкомплекс «Защитник Отечества» (далее комплекс) является нормативной основой системы физической и специально-прикладной подготовки, а также составной частью допризывной подготовки юношей.

Основная цель комплекса – определение степени готовности каждого юноши допризывного и призывного возраста по своему уровню физической и специально-прикладной подготовленности проходить военную службу в рядах Вооруженных Сил и других воинских формированиях Республики Беларусь.

Комплекс направлен па достижение юношами необходимого для военной службы в Вооруженных Силах и других воинских формированиях уровня физической и специально-прикладной подготовленности, способствует укреплению здоровья подрастающего поколения и является основой в подготовке допризывников и призывников к срочной военной службе.

В процессе реализации данного комплекса решаются следующие задачи:

– использование физической культуры как важнейшего составного элемента здорового образа жизни;

– широкая и всесторонняя пропаганда физической культуры и здорового образа жизни среди допризывной и призывной молодежи;

–поднятие престижа военной службы в рядах Вооруженных Сил и других воинских формированиях Республики Беларусь;

– воспитание у допризывников и призывников потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями – основы подготовки к службе в армии.

На основании результатов, показанных при выполнении контрольных упражнений данного комплекса, проводится анализ уровня физической подготовленности, выявление и определение путей коррекции недостатков в развитии физических качеств и совершенствовании знаний, умений и навыков, необходимых для военной службы в Вооруженных Силах и других воинских формированиях Республики Беларусь.

Структура и содержание комплекса. Учитывая специфику и особенности физического развития данного возрастного контингента юношей, требования, предъявляемые к их знаниям, умениям и навыкам, в систему комплекса введены соответствующие возрастные группы (паспортный возраст): 15,16 лет – первая возрастная группа допризывников; 17 лет и старше – вторая возрастная группа допризывников и призывников.

В свою очередь, в каждой возрастной группе имеются уровни физической и специально-прикладной подготовленности юношей: I ступень, II ступень, III ступень.

Допризывники выполняют 7 контрольных упражнений: плавание 50 м; стрельба из пневматической винтовки; бег 100 м; бег 3000 м; кросс 3 км; подтягивание на перекладине; метание мяча (гранаты); лыжные гонки на 5000 м.

К выполнению требований настоящего комплекса допускаются юноши, отнесенные по состоянию здоровья к основной медицинской группе, имеющие разрешение врача и прошедшие предварительную подготовку.

Выполнение норматива той или иной ступени определяется отметками, полученными юношами при выполнении упражнений блока тестов общей физической и специально-прикладной подготовленности настоящего комплекса. Система оценки приведена в соответствие с Наставлением по физической подготовке в Вооруженных Силах Республики Беларусь.

Физкультурно-спортивные мероприятия внутри учебных заведений по настоящему комплексу проводятся в виде соревнований с определением лучших результатов. К участию в соревнованиях должны быть привлечены все юноши допризывного и призывного возраста, обучающиеся в учебном заведении, прошедшие предварительную подготовку и по состоянию здоровья отнесенные к основной медицинской группе.

К юношам также предъявляются дополнительные требования по знаниям, умениям и навыкам.

Программа и методические рекомендации по внеклассной и внешкольной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе в общеобразовательной школе.

 

Рекомендуемая литература

1 Единая спортивная классификация Республики Беларусь 2005–2008 гг. [Текст]. – Мн . : ЗАО «Бонем», 2005.

2 Кряж, В. Н. Государственный физкультурно-оздоровительный комплекс Республики Беларусь (1-4 ступени, возраст-7-21). Программа молодежного физкультурно-спортивного движения «Олимпийские надежды Беларуси» [Текст] / В. Н. Кряж, З. С. Кряж; под общ. ред. В. Н. Кряжа. – Мн. : НИИ ФкиС РБ, 1999.

3 Овчаров, В.С. Физическая культура и здоровье : 1-11-й кл. [Текст] : пример. календар.-темат. планирование : пособие для учителей общеобразоват. учреждений с белорус. и рус. яз. обучения / В.С. Овчаров, А.Д. Канищев, Р.И. Санюкевич. – Мн : Адукацыя и выхаванне, 2008. – 320 с.

4 Овчаров, В.С. Физическая культура и здоровье : 1-11-й кл. [Текст] : учеб. программа для общеобразоват. учреждений с белорус. и рус. яз. обучения / В.С. Овчаров, А.Д. Канищев, Р.И. Санюкевич. – Мн : Адукацыя и выхаванне, 2008. – 160 с.

5 Положение о прикладном физкультурно-спортивном комплексе «Защитник Отечества» [Текст] / утверждено приказом министра образования, министра спорта и туризма Республики Беларусь от 03. 08. 98 № 483 / 1135 // Физическая культура и здоровье. – 1999. – № 1.