Доминирующие факторы, влияющие на создание эффективной конкурентной среды на современном этапе экономического развития России
Таблица 3.1.
Роль государства в формировании финансовой среды
Эту тему я начну в несколько свободном стиле — с маленькой истории.
Году так в 1996 (выборы тогда намечались) пришел тогдашний Президент России Б. Ельцин на всероссийский съезд предпринимателей. Любил он под выборы выйти в народ и пообещать ему что-нибудь несбыточное.
Так вот, пришел он к российским предпринимателям и, когда разговор зашел о налогообложении, спросил их: «Чего вы хотите?»
Если Вы думаете, что предприниматели попросили у него снижения налогов — то Вы ошибаетесь (там сидели грамотные люди, которые понимали, что налоги нужны государству).
Ну и конечно они не просили у него их увеличения…
Нет, они ответили ему так:
«Борис Николаевич, установите любые налоги — хоть большие, хоть маленькие. Мы ко всему приспособимся. Только одна просьба — не меняйте их!»
С тех пор прошло уже больше десятилетия, умер тот президент, пришел второй и третий, но российское налоговое законодательство остается одним из наиболее запутанных в мире, что было подтверждено в ходе последнего опроса менеджеров 118 крупнейших инвестиционных и венчурных компаний мира, которые назвали этот фактор одним из ключевых факторов, препятствующих развитию бизнеса в России.
В мире есть страны как с большим (скандинавские страны), так и с маленьким (Япония) налоговым бременем, успешной экономикой и высоким уровнем жизни, но нет ни одной преуспевающей страны с нерешенным вопросом налогообложения.
В результате, проживая в самой богатой стране мира, мы имеем уровень жизни, соответствующий возможностям жителей нищей пустыни.
Этот маленький пример я привел для того, чтобы продемонстрировать простой факт — роль государства в формировании финансовой среды огромна! Хотя налоговое регулирование, конечно, далеко не единственный сектор влияния государства на финансовую среду.
Прежде всего, важно сказать о влиянии государства на такой элемент финансовой среды, как конкуренция.
Факторы конкуренции могут быть разделены на две группы — неконтролируемые государством и контролируемые государством (табл. 3.1).
Неконтролируемые (или слабоконтролируемые) государством | Контролируемые государством |
1. Усиление соперничества на всех уровнях в рамках борьбы за ресурсы, вызванного: а) усилением влияния и роли ТНК; б) процессом глобализации; в) международной специализацией и разделением труда; г) процессом перехода развитых стран к постиндустриальному обществу; д) НТР в аспекте информационной революции и инноваций (значительное снижение роли ценовой и увеличение значения неценовой конкуренции); е) нарастающим глобальным экологическим кризисом (переход к экотехнологиям и включение в себестоимость экоиздержек — как особого вида затрат — налог на жизнь в пользу будущих поколений). Ухудшение экологической обстановки на планете ставит проблему внедрения инновационных технологий, покупки лицензий и патентов сравнительно экобезопасных, что сужает рамки экономического выбора и приводит к увеличению издержек производства — это, в свою очередь, может значительно уменьшить конкурентоспособность экономики 2. Географическое положение 3. Климатические условия | 1. Степень совершенства государственного механизма, необходимость создания эффективной институциональной среды 1.1. Трансформационные издержки переходной экономики 1.2. Значительно увеличенные трансакционные издержки (по сравнению с «нормальными» экономиками, т.е. экономиками с уровнем развития, соответствующим современному уровню экономического развития стран ОЭСР) 2. Уровень образования и квалификации населения 3. Уровень развития общей инфраструктуры 4. Уровень развития технологий 5. Демографическая ситуация 6.Наличие и степень влияния естественных монополий на экономическое развитие 7. Особенности геополитического положения России |
Основными факторами, контролируемыми государством, которые влияют на создание эффективной конкурентной среды и повышают степень конкурентоспособности экономической системы, являются:
- совершенство государственного механизма;
- создание эффективной институциональной среды.
Без эффективной институциональной среды невозможно формирование эффективной конкурентной среды. Данное утверждение наглядно иллюстрирует следующая схема:
Следующий аспект проблемы связан с особенностями геополитического положения России — тенденциями в сфере образования и демографической ситуацией. Наличие и более значительная роль естественных монополий в экономике диктуют необходимость особого подхода к рассмотрению вопросов формирования эффективной конкурентной среды в российской экономической системе по сравнению со странами ОЭСР.
Одним из значимых контролируемых государством факторов формирования конкурентной среды является регулирование деятельности естественных монополий. Наличие естественных монополий и степень их воздействия на формирование конкурентной среды имеет стратегический характер. Дихотомия (налаживание рыночного механизма в деятельности естественных монополий и необходимость государственного регулирования) значительно усложняет процесс формирования эффективной конкурентной среды в экономике России.
Государство, выступающее в рамках естественных монополий и как акционер, и как регулирующий орган, постоянно оказывается в конфликтных ситуациях, вызванных диаметрально противоположным характером интересов акционеров конкретной естественной монополии, нацеленной на максимизацию прибыли, и собственно регулирующей ролью самого государства, призванного соблюдать интересы населения страны в целом. Пользуясь характером особых отношений с политической элитой страны, наличием мощного лобби во всех органах государственной власти, такие организации как РАО РЖД, Газпром и прочие устанавливают искусственные барьеры для доступа на рынок альтернативных производителей, значительно завышают издержки (в том числе и неоправданно высокие заработные платы менеджеров естественных монополий), организуют масштабную непрофильную деятельность через сеть аффилированных структур, нарушающих формирование эффективной конкурентной среды и в других секторах экономики.
Ограничение возможности регулирования естественных монополий в силу вышеперечисленных причин, а так же в силу отсутствия давления со стороны конкуренции приводят к значительному снижению эффективности деятельности других экономических агентов, высокой стоимости вводимых производственных активов, к ухудшению инвестиционного климата в рамках естественных монополий, нецелевому использованию инвестиционных средств, собираемых в монопольных секторах рынка.
Неблагоприятная демографическая обстановка вынуждает Россию активизировать миграционную политику. Ежегодный въезд в Россию легальных мигрантов составил: в 2003 г. — около 380 тыс., в 2004 г. — более 460 тыс. чел., а по данным ФМС в 2008 г. в России трудились уже 14,2 млн иностранных рабочих, что фактически составляет четверть трудоспособного населения страны и это при том, что правительство увеличило квоту для трудовых мигрантов на 2008 г. почти в два раза — с 1,8 млн до 3,4 млн человек, т.е. почти 10 млн трудовых мигрантов трудились нелегально, компенсируя огромный дефицит рабочей силы.
Программа государственного регулирования в этой сфере должна предусматривать:
- разработку и практическую реализацию мер экономического и социального характера, способствующих радикальному уменьшению оттока наиболее социально-активной части населения из страны;
- обеспечение финансирования на обустройство иммигрантов, прибывших на постоянное место проживания в Россию, облегчение процедуры получения российского гражданства.
Особенности геополитического положения России предопределили необходимость значительных расходов на поддержание обороноспособности. В понимании особенностей формирования эффективной конкурентной среды в России важно выявить связь между экономикой и затратами на поддержание обороноспособности на уровне, обеспечивающем вооруженную защиту целостности и неприкосновенности территории России.
Теоретически Россия «обречена» быть великой военной державой, поскольку:
- Россия — страна с населением менее 3%, но имеет более 10% территории и около трети сырьевых ресурсов планеты;
- обладает значительной протяженностью сухопутных и морских границ;
- существуют потенциальные внешние военные угрозы;
- отсутствуют надежные союзники, способные принять на себя обязательства по обеспечению коллективной безопасности.
В долгосрочной перспективе, в связи с формированием новых мировых центров силы, возможны попытки установления контроля над территориями, имеющими жизненно важное значение для России и даже над некоторыми регионами внутри самой страны.
Основным фактором, контролируемым государством, влияющим на создание эффективной конкурентной среды, является фактор совершенства государственного механизма и наличия эффективной институциональной среды, т.е. среды с оптимальным сочетанием экономической свободы и регулирующей функции государства, с рациональным соотношением малых, средних, крупных, в том числе ТНК, предприятий и государственного сектора с индексом восприятия коррупции не менее 8,8 в процентах к ВВП, с теневым оборотом экономики не более 16,8%, с оценкой степени экономической свободы не ниже 7,7.
Невозможно создать эффективную конкурентную среду без эффективной институциональной среды. Элементами неэффективной институциональной среды, сложившимися в настоящее время в российской экономической системе и существенно снижающими конкурентоспособность российской экономики, являются три вида издержек: высокие трансформационные издержки, которые характерны в значительной степени для экономик переходного периода и связаны с изменениями институтов предыдущей экономической системы, формированием и адаптацией новых экономических институтов, появлением новых формальных и неформальных «правил игры», гипертрофированные трансакционные издержки и особый вид трансакционных издержек — коррупционные сборы.
Данные издержки способствуют частичному или полному переносу хозяйственной деятельности в сферу теневого бизнеса, так как экономические агенты теневого бизнеса не платят налоги и не расходуют средства на соблюдение законов, правил и норм, они имеют конкурентные преимущества перед легальными экономическими агентами, действующими в рамках формальных законов. Неформальная институализация становится устойчивым элементом экономической системы, дополнением к формализованной экономике.
В ситуации, когда до 50% ВВП находится в теневом секторе, делается вывод о невозможности формирования эффективной конкурентной среды в экономике России. Фактором, значительно повышающим трансформационные и трансакционные издержки и снижающим усилия по созданию эффективной конкурентной среды, несомненно является барьерный характер государственного регулирования в российской экономике. Деятельность многочисленных российских чиновников направлена на установление многочисленного числа правил и норм, соблюдение которых является условием ведения хозяйственной деятельности на рынке.
Российские производители товаров и услуг поставлены в неравное положение по отношению к своим зарубежным конкурентам из-за высоких трансакционных издержек по преодолению высоких административных барьеров, результатом которого является снижение эффективности использования потенциала предприимчивых людей и ресурсов.
В практике развитых государств создание административных барьеров является исключительной мерой регулирования экономической системы.
Особое значение имеет такой вид трансакционных издержек, как коррупционные сборы: Россия заняла 121-е место в индексе восприятия коррупции за 2006 г., поделив его с Гондурасом, Непалом, Руандой (список из 163 стран). Эти данные содержатся в отчете международной рейтинговой организации Transparency International. С точки зрения институциональной теории, институт коррупции представляет собой процесс воспроизводства неформальных отношений, ведущих к значительному росту трансакционных издержек и масштабному снижению эффективности экономической системы на микро- и макроуровнях.
Целью государства должен стать принципиально новый подход в осуществлении государственного регулирования, основанный на методах, ставящих государственное регулирование под контроль общественных организаций, возведение барьеров на путях коррупции и рентоориентированного поведения государственных чиновников и аффелированных с ними лиц.
Степень развития гражданских свобод оказывает значительное влияние на степень коррумпированности общества. Сложившаяся в российском социуме институциональная среда состоит из институтов, препятствующих созданию эффективной конкурентной среды. Согласно последних расчетов, Россия оказалась по индексам: экономической свободы — на 112 месте, роста конкурентоспособности — 70-м, технологического развития — 56-м, конкурентоспособности бизнеса — 68-м, человеческого развития — 57-м, устойчивого развития — 61-м, экономической безопасности — 41-м месте.
Три составляющих: трансформационные издержки, искусственно увеличенные трансакционные издержки и особый вид трансакционных издержек — коррупционные сборы являются прямыми издержками экономики России и в значительной степени обесценивают имеющиеся потенциальные конкурентные преимущества. Непроизводительные потери времени по ведению теневых переговоров и преодолению административных барьеров являются косвенными издержками и также снижают конкурентоспособность отечественных производителей товаров и услуг.
Следовательно, основной задачей государства на современном этапе развития является организация эффективной институциональной среды в аспекте создания условий для успешного функционирования экономических агентов, повышения конкурентоспособности трансформируемой экономики России.
Следующая группа проблем обусловлена вопросами эффективности институциональной среды с точки зрения функционирования хозяйствующих субъектов. Создание достаточного для оптимального развития экономики России количества малых предприятий и формирование эффективной институциональной конкурентной среды возможно в среднесрочном периоде методом целевых программ при активной поддержке государства на федеральном и региональном уровнях. Состояние малого предпринимательства в российской экономике можно охарактеризовать как неудовлетворительное. В трансформируемой экономике России функционирует около 1 млн малых предприятий, из них более 200 тыс. зарегистрировано в Москве, тогда как, например, в США функционирует около 20 млн малых и средних предприятий (без учета сельскохозяйственных). Количества малых предприятий в трансформируемой экономике России недостаточно для создания эффективной конкурентоспособной экономики. По оценке Министерства экономического развития, для значительных изменений в структуре экономики и создания эффективной конкурентной среды в России должны функционировать не менее 3,5 млн субъектов малого бизнеса, а если исходить из сравнения с экономикой США, то для формирования полноценной экономики необходимо около 10 млн субъектов предпринимательства.
Анализ роли государственного регулирования убедительно доказывает, что главным принципом государственной поддержки должно являться сокращение административно-барьерного регулирования малого бизнеса и создание эффективной институциональной среды. Государственная поддержка должна выражаться в формировании экономических и правовых условий, стимулов для саморазвития и конкурентоспособности малого предпринимательства с учетом отраслевых, географических, национальных, исторических особенностей и традиций, а также зарубежного опыта.
Формирование институциональной конкурентной среды на микроуровне должно предусматривать создание технопарков, бизнес-инкубаторов, центров малого предпринимательства и других подобных структур.
На сегодняшний день основными проблемами организации подобных структур являются обеспечение малых предприятий нежилыми помещениями, обеспечение венчурного финансирования бизнес-проектов (см. рис. 3.1).
Резюмируя данную тему, можно сказать, что простейшими элементами влияния государства на предпринимательство и финансовую среду являются: