Планирование мероприятий по защите населения
Обстановка, которая может сложиться на территории лечебно-профилактического учреждения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций
Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу их распространения
По масштабу распространения с учетом тяжести последствий ЧС могут быть классифицированы на:
- локальные - имеют последствия, не выходящие за пределы рабочего места, рабочего участка, усадьбы, квартиры;
- объектовые - последствия ограничиваются пределами объекта экономики и могут быть устранены за счет его сил и средств; местные -имеют масштаб распространения в пределах населенного пункта, в т.ч. крупного города, административного района, нескольких районов и могут быть устранены за счет сил и средств области;
- региональные - последствия охватывают несколько областей и могут быть ликвидированы за счет сил и средств региона; национальные- последствия, охватывающие несколько экономических районов(регионов), но не выходящие за пределы страны, ликвидируются силами и средствами государства;
- глобальные - выходят за пределы страны и распространяются на другие государства, устраняются как силами каждого государства на своей территории, так и силами и средствами международного сообщества.
Гипотетически возможны следующие чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера, могущие привести к нарушению нормального функционирования лечебно-профилактических учреждений:
1. Выбросы сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ) при авариях на химически опасных объектах, катастрофах на железнодорожном и автомобильном транспорте, перевозящем СДЯВ;
2. Взрывы и пожары на крупных взрывопожароопасных объектах;
3. Подтопление населенных пунктов в период весенних паводков и сильных дождей;
4. Гипотетическая авария на ... АЭС.
5. Возникновение очага особо опасной инфекции при аварии на биологически опасном объекте.
6. Ураганы, смерчи.
В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС решением соответствующего органа исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования РСЧС:
Режим повседневной деятельности - при нормальной производственно -промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий
Режим повышенной готовности - при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС.
Режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и во время ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Основными мероприятиями, осуществляемыми при функционировании РСЧС, являются:
I. В режиме повседневной деятельности:
- руководить подготовкой сотрудников отделения по программам ГО:
- разработать функциональные обязанности сотрудников отделения и обучить их практическим действиям разработать схемы оповещения сотрудников в рабочее и нерабочее время;
- иметь данные о размерах противогазов сотрудников и о предназначении каждого при чрезвычайном режиме функционирования;
- иметь списки сотрудников, выделяемых в невоенизированные формирования, ответственных за противопожарную безопасность;
- составить список имущества отделения, подлежащего эвакуации (в случае ее проведения);
- осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях;
- планирование и выполнение целевых научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в ЧС;
- совершенствование подготовки органов управления по делам ГО и ЧС, сил и средств к действиям при ЧС, организация обучения населения способам защиты и действиям при ЧС
- создание и восполнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС осуществление целевых видов страхования;
II. В режиме повышенной готовности:
- немедленное прибытие в учреждение, принятие на себя соответствующими комиссиями по ЧС непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев РСЧС, формирование при необходимости оперативных групп для выяснения причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработка предложений по ее нормализации;
- организация оповещения и сбора персонала;
- проведение эвако-транспортной сортировки больных, результаты доложить в медицинскую часть больницы;
- подготовка больных, выписываемых на амбулаторное лечение, а учреждения - к перепрофилизации;
- подготовка при необходимости транспортабельных больных к эвакуации, выделить и подготовить необходимый персонал, медицинское имущество;
- подготовка к эвакуации имущества отделения;
- подготовка списков на имущество, историй болезни, другую документацию, подлежащие сдачи в случае эвакуации назначить ответственных лиц за погрузку имущества и сопровождение его в пути;
- выписка требования на питание больных, персонала, подлежащих эвакуации, подготовить емкости для воды:
- организация получения для персонала и больных СИЗ, изготовление простейших СИЗ;
- организация выдачи профилактических средств;
- усиление дежурно-диспетчерской службы;
- усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально-опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, обеспечению устойчивого функционирования объектов;
- приведение в состоянии готовности сил и средств, уточнение планов действий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район ЧС.
III. В режиме чрезвычайной ситуации:
- получить задачу у НГО объекта, довести ее до персонала:
- выделить персонал для работы в соответствии с расчетами штаба ГО, в невоенизированные формирования;
- принять кадры, направленные для усиления отделения;
- организовать получение необходимых медикаментов, медицинского имущества;
- провести мероприятия по подготовке работы отделения в условиях прекращения- централизованной подачи электроэнергии и воды;
- организовать работы по обеспечению устойчивого функционирования отделения, первоочередному жизнеобеспечению пострадавших;
- организовать персонал на участие в донорстве;
- доклад НГО объекта о переводе отделения на чрезвычайный режим.
- организация защиты населения выдвижение оперативных групп в район ЧС организация ликвидации ЧС:
- определение границ зоны ЧС;
- организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;
- осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и на прилегающей к ним территории.
Защита населения от поражающих факторов ЧС достигается следующими способами:
- укрытие в защитных сооружениях;
- рассредоточение, эвакуация (отселение) населения из зон (районов) возможных катаклизмов;
- применение средств индивидуальной защиты, в т. ч. медицинской.
В целях снижения потерь среди как населения, так и персонала и больных большая роль отводится планированию защиты.
Планирование мероприятий по защите населения осуществляется органами управления ГОЧС на основе прогнозирования и анализа обстановки, которая может сложиться в результате ЧС. Эти мероприятия отражаются в соответствующих планах ГОЧС.
Основным требованием к отработке планирующей документации следует считать наиболее реальное отражение возможной прогнозируемой ситуации и в зависимости от этого реальное определение потребностей сил и средств для решения задач. При этом учитывается наличие, состояние оснащенности и уровень подготовки персонала учреждений и формирований, реально возможные сроки приведения их в готовность и прибытия в очаги катастроф.
При планировании мероприятий на объектах здравоохранения используются общие для них исходные данные. К ним следует отнести:
- прогнозируемую возможную обстановку, в условиях которой может оказаться объект;
- характеристику объекта и его кадрового состава;
- состояние оснащенности функциональных подразделений объекта с учетом возлагаемых задач;
- состояние защиты объекта от возможного воздействия поражающих факторов.
4.1. Общие положения и принципы:
- планирование мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций направлено на максимально возможное уменьшение риска их возникновения, на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения, а также проведение АСДНР;
- планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводится с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций;
- проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках МГСЧС осуществляется на основе планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - план действий) - документ, в котором отражена заранее намеченная система деятельности, предусматривающая объем, сроки, порядок и последовательность выполнения мероприятий по предупреждению или снижению негативных последствий чрезвычайных ситуаций, а также по защите населения, территорий, материальных ценностей, и проведению АСДНР при возникновении чрезвычайных ситуаций, привлекаемые для этого силы и средства.
План действий детально отражает все мероприятия, направленные на выполнение указанной задачи.
4.2. В отрасли здравоохранения разрабатываются:
- план действий Министерства здравоохранения по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций совместно с органами исполнительной власти;
- планы действий органов управления здравоохранения по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в муниципальных образованиях;
- планы действий республиканских лечебно-профилактических учреждений здравоохранения по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- планы действий лечебно-профилактических учреждений здравоохранения по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в муниципальных образованиях;
- инструкции по действиям персонала лечебно-профилактических учреждений при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций.
Организационно-методическое руководство планированием действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляет Министерство здравоохранения.
На лечебно-профилактических учреждениях, имеющих ведомственную принадлежность и подчиненность, а также объектах, объединенных единой производственной деятельностью, но расположенных на значительном удалении друг от друга, планы действий разрабатываются как в головной организации, так и на каждом отдельно расположенном объекте.
4.3. Структура плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
4.3.1. К планам действий предъявляются следующие требования:
А. Реальность, которая достигается:
- глубоким и всесторонним анализом состояния защиты населения и территории;
- правильной оценкой обстановки, которая может сложиться на той или иной территории при угрозе и возникновении ЧС;
- строгим учетом людских и материальных возможностей;
- учетом специфических особенностей (географических, климатических и др.);
- проведением объективных оперативно-тактических расчетов;
- согласованием их с перспективными планами развития.
Б. Целеустремленность, которая заключается в умении выделить главные задачи, на решении которых необходимо сосредоточить основные усилия руководителей, органов управления МГСЧС и сил. При этом особое внимание обращается на решение вопросов, связанных с защитой населения, обеспечением высокой готовности органов управления, устойчивости системы оповещения и связи, а также на создание группировки сил ликвидации ЧС (проведения АСДНР).
В. Конкретность планов, которая достигается тем, что во всех планирующих документах заложенные мероприятия и действия должны иметь определенный объем, содержание и быть взаимоувязанными между собой по цели, месту, времени, составу сил и средств и способам их действий.
Соответствие основным принципам защиты населения предусматривает:
- заблаговременную подготовку мероприятий МГСЧС;
- дифференцированный подход к определению характера, объема и сроков проведения мероприятий;
- комплексное проведение мероприятий МГСЧС и ГО для обеспечения надежной защиты населения и его жизнедеятельности.
Быть удобными в пользовании - означает возможность дифференцированного использования документов плана в различных условиях обстановки.
Руководитель органов управления здравоохранения, лечебно-профилактических учреждений осуществляет непосредственное руководство и несет персональную ответственность за планирование мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.