Планирование мероприятий по защите населения

Обстановка, которая может сложиться на территории лечебно-профилактического учреждения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций

Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу их распространения

По масштабу распространения с учетом тяжести последствий ЧС могут быть классифицированы на:

- локальные - имеют последствия, не выходящие за пределы рабочего места, рабочего участка, усадьбы, квартиры;

- объектовые - последствия ограничиваются пределами объекта экономики и могут быть устранены за счет его сил и средств; местные -имеют масштаб распространения в пределах населенного пункта, в т.ч. крупного города, административного района, нескольких районов и могут быть устранены за счет сил и средств области;

- региональные - последствия охватывают несколько областей и могут быть ликвидированы за счет сил и средств региона; национальные- последствия, охватывающие несколько экономических районов(регионов), но не выходящие за пределы страны, ликвидируются силами и средствами государства;

- глобальные - выходят за пределы страны и распространяются на другие государства, устраняются как силами каждого государства на своей территории, так и силами и средствами международного сообщества.

Гипотетически возможны следующие чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера, могущие привести к нарушению нормального функционирования лечебно-профилактических учреждений:

1. Выбросы сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ) при авариях на химически опасных объектах, катастрофах на железнодорожном и автомобильном транспорте, перевозящем СДЯВ;

2. Взрывы и пожары на крупных взрывопожароопасных объектах;

 

3. Подтопление населенных пунктов в период весенних паводков и сильных дождей;

 

4. Гипотетическая авария на ... АЭС.

 

5. Возникновение очага особо опасной инфекции при аварии на биологически опасном объекте.

6. Ураганы, смерчи.

В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС решением соответствующего органа исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования РСЧС:

Режим повседневной деятельности - при нормальной производственно -промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий

Режим повышенной готовности - при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС.

Режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и во время ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Основными мероприятиями, осуществляемыми при функционировании РСЧС, являются:

I. В режиме повседневной деятельности:

- руководить подготовкой сотрудников отделения по программам ГО:

- разработать функциональные обязанности сотрудников отделения и обучить их практическим действиям разработать схемы оповещения сотрудников в рабочее и нерабочее время;

- иметь данные о размерах противогазов сотрудников и о предназначении каждого при чрезвычайном режиме функционирования;

- иметь списки сотрудников, выделяемых в невоенизированные формирования, ответственных за противопожарную безопасность;

- составить список имущества отделения, подлежащего эвакуации (в случае ее проведения);

- осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях;

- планирование и выполнение целевых научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в ЧС;

- совершенствование подготовки органов управления по делам ГО и ЧС, сил и средств к действиям при ЧС, организация обучения населения способам защиты и действиям при ЧС

- создание и восполнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС осуществление целевых видов страхования;

II. В режиме повышенной готовности:

- немедленное прибытие в учреждение, принятие на себя соответствующими комиссиями по ЧС непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев РСЧС, формирование при необходимости оперативных групп для выяснения причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработка предложений по ее нормализации;

- организация оповещения и сбора персонала;

 

- проведение эвако-транспортной сортировки больных, результаты доложить в медицинскую часть больницы;

- подготовка больных, выписываемых на амбулаторное лечение, а учреждения - к перепрофилизации;

- подготовка при необходимости транспортабельных больных к эвакуации, выделить и подготовить необходимый персонал, медицинское имущество;

- подготовка к эвакуации имущества отделения;

- подготовка списков на имущество, историй болезни, другую документацию, подлежащие сдачи в случае эвакуации назначить ответственных лиц за погрузку имущества и сопровождение его в пути;

- выписка требования на питание больных, персонала, подлежащих эвакуации, подготовить емкости для воды:

- организация получения для персонала и больных СИЗ, изготовление простейших СИЗ;

- организация выдачи профилактических средств;

- усиление дежурно-диспетчерской службы;

- усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально-опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, обеспечению устойчивого функционирования объектов;

- приведение в состоянии готовности сил и средств, уточнение планов действий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район ЧС.

III. В режиме чрезвычайной ситуации:

- получить задачу у НГО объекта, довести ее до персонала:

- выделить персонал для работы в соответствии с расчетами штаба ГО, в невоенизированные формирования;

- принять кадры, направленные для усиления отделения;

- организовать получение необходимых медикаментов, медицинского имущества;

- провести мероприятия по подготовке работы отделения в условиях прекращения- централизованной подачи электроэнергии и воды;

- организовать работы по обеспечению устойчивого функционирования отделения, первоочередному жизнеобеспечению пострадавших;

- организовать персонал на участие в донорстве;

- доклад НГО объекта о переводе отделения на чрезвычайный режим.

- организация защиты населения выдвижение оперативных групп в район ЧС организация ликвидации ЧС:

- определение границ зоны ЧС;

- организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;

- осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и на прилегающей к ним территории.

Защита населения от поражающих факторов ЧС достигается следующими способами:

- укрытие в защитных сооружениях;

- рассредоточение, эвакуация (отселение) населения из зон (районов) возможных катаклизмов;

- применение средств индивидуальной защиты, в т. ч. медицинской.

В целях снижения потерь среди как населения, так и персонала и больных большая роль отводится планированию защиты.

Планирование мероприятий по защите населения осуществляется органами управления ГОЧС на основе прогнозирования и анализа обстановки, которая может сложиться в результате ЧС. Эти мероприятия отражаются в соответствующих планах ГОЧС.

Основным требованием к отработке планирующей документации следует считать наиболее реальное отражение возможной прогнозируемой ситуации и в зависимости от этого реальное определение потребностей сил и средств для решения задач. При этом учитывается наличие, состояние оснащенности и уровень подготовки персонала учреждений и формирований, реально возможные сроки приведения их в готовность и прибытия в очаги катастроф.

При планировании мероприятий на объектах здравоохранения используются общие для них исходные данные. К ним следует отнести:

- прогнозируемую возможную обстановку, в условиях которой может оказаться объект;

- характеристику объекта и его кадрового состава;

- состояние оснащенности функциональных подразделений объекта с учетом возлагаемых задач;

- состояние защиты объекта от возможного воздействия поражающих факторов.

4.1. Общие положения и принципы:

- планирование мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций направлено на максимально возможное уменьшение риска их возникновения, на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения, а также проведение АСДНР;

- планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводится с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций;

- проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках МГСЧС осуществляется на основе планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - план действий) - документ, в котором отражена заранее намеченная система деятельности, предусматривающая объем, сроки, порядок и последовательность выполнения мероприятий по предупреждению или снижению негативных последствий чрезвычайных ситуаций, а также по защите населения, территорий, материальных ценностей, и проведению АСДНР при возникновении чрезвычайных ситуаций, привлекаемые для этого силы и средства.

План действий детально отражает все мероприятия, направленные на выполнение указанной задачи.

4.2. В отрасли здравоохранения разрабатываются:

- план действий Министерства здравоохранения по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций совместно с органами исполнительной власти;

- планы действий органов управления здравоохранения по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в муниципальных образованиях;

- планы действий республиканских лечебно-профилактических учреждений здравоохранения по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- планы действий лечебно-профилактических учреждений здравоохранения по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в муниципальных образованиях;

- инструкции по действиям персонала лечебно-профилактических учреждений при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций.

Организационно-методическое руководство планированием действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляет Министерство здравоохранения.

На лечебно-профилактических учреждениях, имеющих ведомственную принадлежность и подчиненность, а также объектах, объединенных единой производственной деятельностью, но расположенных на значительном удалении друг от друга, планы действий разрабатываются как в головной организации, так и на каждом отдельно расположенном объекте.

4.3. Структура плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций

4.3.1. К планам действий предъявляются следующие требования:

А. Реальность, которая достигается:

- глубоким и всесторонним анализом состояния защиты населения и территории;

- правильной оценкой обстановки, которая может сложиться на той или иной территории при угрозе и возникновении ЧС;

- строгим учетом людских и материальных возможностей;

- учетом специфических особенностей (географических, климатических и др.);

- проведением объективных оперативно-тактических расчетов;

- согласованием их с перспективными планами развития.

Б. Целеустремленность, которая заключается в умении выделить главные задачи, на решении которых необходимо сосредоточить основные усилия руководителей, органов управления МГСЧС и сил. При этом особое внимание обращается на решение вопросов, связанных с защитой населения, обеспечением высокой готовности органов управления, устойчивости системы оповещения и связи, а также на создание группировки сил ликвидации ЧС (проведения АСДНР).

В. Конкретность планов, которая достигается тем, что во всех планирующих документах заложенные мероприятия и действия должны иметь определенный объем, содержание и быть взаимоувязанными между собой по цели, месту, времени, составу сил и средств и способам их действий.

Соответствие основным принципам защиты населения предусматривает:

- заблаговременную подготовку мероприятий МГСЧС;

- дифференцированный подход к определению характера, объема и сроков проведения мероприятий;

- комплексное проведение мероприятий МГСЧС и ГО для обеспечения надежной защиты населения и его жизнедеятельности.

Быть удобными в пользовании - означает возможность дифференцированного использования документов плана в различных условиях обстановки.

Руководитель органов управления здравоохранения, лечебно-профилактических учреждений осуществляет непосредственное руководство и несет персональную ответственность за планирование мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.