Виды взаимосвязей между социально-экономическими явлениями

Тема 9. СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СВЯЗИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ

9.1. Виды взаимосвязей между социально-экономическими явле­ниями

9.2. Методы изучения взаимосвязей социально-экономических яв­лений

9.3. Парная корреляция

 

Важнейшей задачей теории статистики является исследование объективно существующих связей между социально-экономическими явлениями и процессами. В ходе статистического исследования зависимостей вскрываются причинно-следственные отношения между явлениями, что позволяет определить признаки, оказывающие влияние на вариацию изучаемых явлений и процессов. Знание характера и силы связей позволяет управлять социально-экономическими процессами и предсказывать их развитие. Особую актуальность это приобретает в условиях развивающейся рыночной экономики.

Статистика располагает множеством методов изучения связей, выбор которых зависит от имеющейся информации и целей исследо­вания. При этом признаки по их значению для изучения взаимосвязи делятся на два класса: факторные и результативные.

Факторными называются признаки, обусловливающие измене­ние других связанных с ними признаков.

Результативными называются признаки, изменяющиеся под действием факторных признаков.

Связи между явлениями и их признаками классифицируются по степени тесноты, направлению действия, аналитическому выражению связи, качеству факторов.

По степени тесноты в статистике различают функциональную (полную) и корреляционную (неполную) связи. Функциональной на­зывают такую связь, при которой определенному значению факторно­го признака строго соответствует одно значение результативного признака. Функциональная связь проявляется во всех случаях наблюде­ния и для каждой конкретной единицы исследуемой совокупности.

Корреляционная связь, которую также называют статистическойили стохастической, определяется в среднем при массовом наблюдении фактических данных. В корреляционных связях между изменениями факторного и результативного признаков нет полного со­ответствия и определенному значению факторного может соответст­вовать некоторый ряд вероятных значений результативного признака. При этом корреляционные связи могут быть ([r] - коэффициент кор­реляции):

слабыми ([r]=0,3-1,5),

умеренными ([r]=0,5-0,7)

сильными ([r]=1,0,т. е. имеет место функциональная связь).

В зависимости от направления действия функциональные и корреляционные связи могут быть прямыми и обратными. При прямой связи направление изменения результативного признака совпа­дает с направлением изменения признака-фактора, т. е. с увеличением факторного признака увеличивается результативный и наоборот. В противном случае между изучаемыми признаками существует обратная связь.

По аналитическому выражению (форме) связи выделяют пря­молинейные (линейные) и криволинейные (нелинейные). Если связь между явлениями может быть выражена уравнением прямой линии, то ее называют линейной. Если же она выражается уравнением какой-либо кривой линии, то такую связь называют нелинейной.

По качеству факторов, рассматриваемых в качестве действую­щих на результативный признак, различают однофакторные и много­факторные связи. Однофакторные (простые) связи обычно называют­ся парными (так как рассматривается пара признаков). В случае мно­гофакторной (множественной) связи имеется в виду, что все факторы действуют комплексно, т. е. одновременно и во взаимосвязи.

 

9.2. Методы изучения взаимосвязей социально-экономических явлений

 

Для изучения функциональных связей применяются балансо­вый и индексный методы.

Для исследования корреляционных связей широко использу­ются следующие методы:

1) метод сопоставления двух параллельных рядов;

2) метод аналитических группировок;

3) графический метод;

4) корреляционный анализ;

5) регрессионный анализ.

Метод сопоставления двух параллельных рядов является простейшим из методов и заключается в следующем. Значения факторного признака располагаются в порядке возрастания или убывания (в зависимости от эволюции процесса и цели исследования). Затем строится параллельный ряд, состоящий из соответствующих значений альтернативного признака, и прослеживается зависимость между значениями факторного и результативного признаков. Сопоставление и анализ расположенных таким образом значений изучаемых признаков позволяет установить наличие связи и ее направление. К недостатку метода относится невозможность определения количественной меры связи между изучаемыми признаками.

Метод аналитических группировок состоит в следующем. Производится группировка единиц совокупности по факторному при­знаку. Затем для каждой группы определяется среднее значение ре­зультативного признака. Сопоставление изменений факторного и ре­зультативного признаков позволяет выявить наличие и направление, а также определить тесноту связи путем расчета эмпирического корре­ляционного отношения. Метод имеет недостаток – не позволяет опре­делить форму и аналитическое выражение связи.

Графический метод состоит в том, что взаимосвязь двух при­знаков изображается с помощью поля корреляция. В системе коор­динат на оси абсцисс откладываются значения факторного признака, а на оси ординат - результативного признака. Каждое имеющееся соче­тание значений признаков обозначается точкой. При отсутствий тес­ных связей имеет место беспорядочное расположение точек на графи­ке. Чем сильнее связь между признаками, тем сильнее будут группироваться точки вокруг определенной линии, выражающей формулу связи.

Методы корреляционного и регрессивного анализа, как пра­вило, используются комплексно и позволяют оценить наличие, наличие, направление, тесноту связи и определить ее форму. При этом задачи корреляционногоанализа сводятся к измерению тесноты связи ме­жду признаками и оценке факторов, оказывающих наибольшее влия­ние на результативный признак. Задачами регрессионного анализа является выбор формы связи, установление меры влияния факторных признаков на результативный.