Распознание проблемных ситуаций и формулировка проблемы

Лекция 3

Основы исследования управления.

 

Проведение исследования важный этап в работе менеджера. Для проведения исследования кроме определённых знаний и умений необходимо учитывать условия, в которых оно проводится.

Среда, в которой находится организация - динамично не определена, решения принимаются при недостатке информации.

Наиболее значимые условия деятельности предприятия с точки зрения исследования:

· Насыщение рынков и стагнация традиционных технологий при увеличении желаний потребителей.

· Возрастающее давление иностранных конкурентов

· Рост маркетингового и технологического потенциала конкурентов, потребителей, поставщиков и поставщиков

· Сокращение сроков разработки новых товаров и их жизненного цикла

· Рост затрат на проведение научных исследований и разработок

На современном этапе организация развивается как сложная система т.к. происходят изменения в производстве , технологии, внедряются новации в организации и управлении.

В таких условиях необходимы радикальные изменения системы, чтобы повысить эффективность её развития. Следовательно, необходимость проведения исследования.

Понятие исследования

Исследование управления – вид деятельности необходимый для развития управления, его совершенствования в соответствии с изменяющимися условиями и потребностями функционирования организации. ( « функция управления как планирование, мотивация контроль»)

Исследование управления состоит из пяти этапов (операционных элементов исследовательских технологий)

1) Проблемы ранжируются по группам:

1. Требующие немедленного решения (результат может быть отрицательным)

2. Важные для предприятия, но их решение может подождать до следующего планового периода

3. Требующие постоянного контроля

4. не представляющие угрозы для предприятия (решаются сами по себе)

2) Определение происхождения выявленных проблем, их свойств, содержания, закономерности поведения и развития.

В первую очередь устанавливаются причины возникновения проблем:

· противоречивость норм деятельности ( не совпадение путей для достижения целей)

· недостаточная управленческая квалификация

3) Установление места этих проблем в системе накопленных знаний. Поиск, усовершенствование и многократное использование знаний помогает сделать бизнес- процессы более эффективными, повысить производительность и конкурентоспособности.

4) Разработка вариантов решения проблемы и их предварительная оценка по приоритетности (предварительный отбор) с учетом ограничений.

5) Выбор наилучшего варианта решения проблемы по критериям оптимальности, успеха, эффективности.

Определяют что буде оптимизироваться: время, затраты и т.д.

Подход к исследованиям должен быть гибким т.е. внесение изменений в любое время и на любом этапе в зависимости от получаемых результатов.

 

 

Исследование – постоянно развивающийся способ познания.

Его свойства:

1) Эксплицитность – правила для описания и изучения реальности сформированы в явном виде, т.е. без утайки и принятия на веру.

2) Системность – каждый факт связан причинной связью с другими

3) Контролируемость – анализируемые явления рассматриваются со всей строгостью

Виды исследования управления различаются по :

· Цели исследования ( практические, научно-практические)

· Методологии (эмпирический характер, опирающиеся на научный аппарат)

· Использованию ресурсов (собственных, привлекаемых)

· Продолжительность (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные)

Другие критерии классификации исследований ( трудоёмкость, уровень информационного обеспечения, организация проведения и т. д.)

Характеристики исследования

1) Методология исследования- совокупность целей, подходов, ориентиров, приоритетов, средств и методов исследования.

2) Организация исследования – порядок проведения исследования, основанный на распределении ответственности, закрепленной в распорядительных документах.

3) Ресурсы исследования – комплекс средств и возможностей, обеспечивающих успешное проведение исследований и достижение результатов. ( интеллектуальные, информационные, материальные, технические, трудовые, временные)

4) Объект и предмет исследования

Объект исследования – фрагмент реальности, где существует проблема, которую изучают.

Объект исследовании- система управления любого уровня)

Предмет исследования – наиболее существенные свойства изучаемого объекта, анализ которых особенно значим для решения задая исследования.

Предмет исследования – конкретная проблема, разрешение которой требует проведения исследования.

5) Тип исследования - принадлежность исследования к определённому классу, отражающему своеобразие всех его характеристик.

6) Потребность исследования - степень остроты проблемы

7) Метод исследования – способ изучения явлений, который выбирается в соответствии с особенностями предмета исследования, возможностью и эффективностью его исследования.

8) Качество исследования – совокупность свойств и характеристик исследования, отражающая его особенности и позволяющая оценить его результативность.

9) Конкуренция исследования – комплекс ключевых положений методологического характера, определяющих подход к исследования и организации его исследования.

10) Результативность исследования - информация, полученная при завершении исследования, способствующая успешному разрешению проблемы, пониманию её содержания, причин возникновения. Следствий и т. д. (цифровые данные, заявки на изобретения, обоснования)

Результаты исследования различают:

· Непосредственные (информация в виде рекомендаций, моделей, методик, программ, стратегий)

· Опосредованные (эффективность, производительность, социально-психологический климат, имидж, прибыль, корпоративная культура, инновационный капитал, качество и т.д.)

При необходимости принимаются меры к защите полученной информации от внешнего окружения

Виды прав:

· Эксклюзивные (не эксклюзивные)

· Передаваемые (непередаваемые)

· На основе роялти (без роялти)

· Отзывные (не отзывные)

· Лицензируемые (не лицензируемые)

11) Эффективность исследования – соразмерность результатов, полученных от исследования с ресурсами использованными на его исследование.