Структура, задачи и формы работы профсоюзов сотрудников органов внутренних дел.
В Федеральном законе № 342 «О службе в ОВД РФ» вопрос о профсоюзе работников ОВД не нашел своего отражения. Однако в Федеральном законе «О полиции». Данный вопрос нашел свое отражение в ст. 31 «Право сотрудников полиции на объединение в профессиональные союзы (ассоциации) - в соответствии с которой, сотрудники полиции в целях представительства и защиты своих социально-трудовых прав и интересов вправе объединяться или вступать в профессиональные союзы (ассоциации). Порядок создания и компетенция профессиональных союзов (ассоциаций) сотрудников полиции устанавливаются законодательством Российской Федерации[4]».
Сотрудники органов внутренних дел в целях защиты своих профессиональных, социально-экономических и иных прав и интересов могут объединяться или вступать на добровольной основе в профессиональные союзы (ассоциации) сотрудников органов внутренних дел.
Профессиональные союзы (ассоциации) сотрудников органов внутренних дел осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением ограничений, установленных настоящей статьей.
Профессиональные союзы (ассоциации) сотрудников органов внутренних дел не вправе вмешиваться в деятельность органов внутренних дел по выполнению возложенных на них задач и обязанностей. Им запрещается проводить забастовки сотрудников органов внутренних дел и иные публичные акции протеста.
Предложения профессиональных союзов (ассоциаций) по вопросам назначения на должность либо восстановления на должности, перемещения по службе либо отстранения от занимаемой должности, присвоения специального звания, увольнения из органов внутренних дел, применения мер поощрения и взыскания, а также по вопросам служебной деятельности органов внутренних дел носят только рекомендательный характер.
Как видно одной из форм проявления демократизма в органах внутренних дел, в том числе и полиции, являются общественные объединения. Они представляют собой самостоятельные, добровольные объединения сотрудников, содействующие развитию их творческой активности в интересах укрепления законности и обеспечения правопорядка.
Общественные объединения в органах внутренних дел действуют в специфических условиях, и это вызывает необходимость регламентации отдельных сторон их функционирования.
Однако они имеют достаточный простор для своей деятельности и, вырабатывая коллективное мнение сотрудников по важнейшим вопросам жизни и деятельности, оказывают влияние на формирование как управленческих решений, так и морально-нравственной атмосферы в коллективе.
Совершенствование деятельности органов внутренних дел характеризуется процессом перехода от отдельных, слабо связанных между собой общественных объединений к целостной системе демократических институтов.
Участие сотрудников в управлении делами служебных коллективов, при наличии широких социальных возможностей, может осуществляться только через систему демократических структур. Она складывалась и развивалась постепенно, отражая потребности жизни и деятельности различных структурных элементов Министерства внутренних дел РФ.
Исторический экскурс в прошлое показывает, что в 1907 г. в речи во второй Государственной Думе министр внутренних дел и Председатель Совета министров П. А. Столыпин заявлял о подготовке полицейской реформы. Для поднятия престижа полицейской службы и «укрепления служебной устойчивости» се сотрудников одним из элементов реформы стала постановка вопроса в руководстве МВД о создании клубов для сотрудников полиции, учреждений судов чести, формировании профессиональной этики. Для решения вопросов ответственности увольнения полицейских за нарушение этических норм, «неслужебные проступки» предлагалось создание специальных присутствий под председательством губернатора. Все это вписывалось в демократизацию общественной жизни, ослабление роли сословных привилегий в формировании корпуса государственных служащих.
Что же такое общественное объединение сотрудников в органах внутренних дел? Под общественным объединением в органе внутренних дел следует понимать добровольные, самоуправляемые, созданные по инициативе сотрудников объединения, основанные на общем интересе к определенной сфере жизнедеятельности.
Общественные объединения строят свою деятельность на основе законов и иных правовых актов. Они призваны реализовывать самостоятельность, инициативу и творческую активность людей в деле совершенствования правопорядка, в создании необходимых условий для выполнения сотрудниками своих обязанностей, формировании необходимых профессиональных качеств, в укреплении нравственного здоровья коллективов, социальной защищенности сотрудников, формировании общественного мнения по явлениям социальной жизни.
Сегодня общественные институты органов внутренних дел включают в себя: профсоюзы (ассоциации), фонды, добровольные общества (культурные, научные, научно-технические, спортивные и т. д.), а также другие общественные формирования и структуры.
Необходимо классифицировать общественные объединения по следующим основаниям: происхождению и назначению; организационному строению; направлению деятельности и характеру интереса.
В зависимости от происхождения и назначения общественные институты делятся на две большие группы: общественные объединения, созданные в рамках Министерства внутренних дел и предназначенные только для органов внутренних дел, и общественные объединения, представляющие собой отделения, филиалы общереспубликанских объединений.
Общественные объединения по организационному строению можно классифицировать следующим образом:
1. Массовые общественные объединения (профсоюзы, ассоциации, фонды, ветеранские организации, спортивная федерация работников милиции России и др.). Они создаются по инициативе общественности на началах добровольного членства. В управлении делами данных объединений, в формировании органов и контроле за их деятельностью участвуют непосредственно или через своих представителей все члены соответствующих объединений. Массовые общественные объединения имеют выборные органы и действуют на основе своих уставов.
2. Самодеятельные представительные объединения (офицерские собрания, женские советы, общество автолюбителей, советы воинов-интернационалистов, чернобыльцев и др.) избираются из числа сотрудников и членов их семей и действуют на основе соответствующих положений.
Состав самодеятельных общественных объединений периодически обновляется и пополняется в порядке их выборов соответствующими коллективами. Их деятельность связана с теми коллективами, которые их избрали, и подотчетна им. Для них характерны устойчивые внутриорганизационные связи.
3. Внештатные органы общественного содействия (советы наставников, суды чести, комиссии по изобретательству и рационализации, советы клубов, библиотек, музеев, уголков и комнат истории, слушательского управления и др.).
Эти органы формируются из представителей общественности на основе взаимного интереса сотрудников и руководства органов внутренних дел по инициативе одной из сторон, но в то же время не утрачивая своего общественного характера. В отличие от аналогичных гражданских органов, они не выполняют функции штатных звеньев органов управления.
В зависимости от характера интереса и направленности деятельности общественные структуры можно подразделить на объединения социальной, профессиональной, культурно-воспитательной и физкультурно-спортивной направленности.
Каждое направление, в свою очередь, может иметь несколько разновидностей. Содержание деятельности общественных объединений социальной направленности сводится главным образом к реализации потенциала служебных коллективов и отдельных личностей в решении таких, например, проблем, как организация и проведение мероприятий государственного и внутриведомственного масштаба (выборы, референдумы, обсуждения проектов законов и различных нормативных актов, поиск новых форм воспитательной работы с личным составом и взаимодействия органов внутренних дел с обществом и структурами государственной власти и местного самоуправления) в целях защиты интересов сотрудников, членов их семей как полноправных граждан данного государства.
В систему социальных объединений входят профсоюзные, молодежные, ветеранские объединения, ассоциации: воинов-интернационалистов органов внутренних дел и внутренних войск России, участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС «МВД — Щит Чернобыля», общественные органы патриотической направленности, создаваемые на временной основе и приуроченные к определенному событию в жизни государства или органа внутренних дел.
Целью общественных объединений профессиональной направленности является реализация самостоятельности и творческого потенциала людей в интересах укрепления правопорядка и борьбы с преступностью.
Общественные объединения культурно-воспитательной направленности сосредоточивают свою деятельность на развитии общей культуры сотрудников, на формировании эстетического вкуса, здоровых интересов и стремления к духовному самосовершенствованию, всестороннему и гармоничному развитию личности.
Общественные структуры физкультурно-спортивной направленности призваны реализовать общественный потенциал коллективов в развитии физической культуры и спорта.
В практической деятельности при организации взаимодействия руководителем, а также представителем общественности необходимо учитывать особенности деятельности общественных объединений в правоохранительных органах.
Во-первых, цели и задачи их деятельности регламентируются спецификой функционирования организации, где основополагающим принципом является единоначалие, а все члены общественных объединений — сотрудники, деятельность которых определяется приказами и распоряжениями начальников. Во-вторых, основное внимание общественных организаций сосредоточивается в конечном счете на укреплении правопорядка и борьбы с преступностью. В служебной деятельности сотрудники не связаны решениями политических партий и движений, а руководствуются требованиями законов.
Во- вторых, формы деятельности в значительной мере зависят от особенностей уклада жизни и деятельности органов внутренних дел, не допускается вмешательство общественных объединений в оперативную деятельность руководителя. В связи с особенностями службы происходит некоторое сужение демократических начал, а определенная часть демократических институтов создается по инициативе как администрации, так и общественности.
В-третьих, на общественные объединения распространяются правовые основы деятельности органов внутренних дел. Приказы, инструкции, положения и наставления регламентируют деятельность некоторых спортивных, молодежных, научных организаций, творческих союзов и других, работающих на правах общественных, демократических институтов.
Исходя из особенностей общественных образований, их роли и места в структуре служебного коллектива (социальной организации), можно выделить следующие структуру и характер их взаимосвязи с руководством органа внутренних дел. Они состоят в следующем: орган управления координирует работу советов клуба, наставников, библиотек, уголков и комнат истории, спорткомитетов, советов музеев и других общественных органов, являющихся частью внутренней структуры служебного коллектива; оказывает методическую помощь ассоциациям воинов-интернационалистов, чернобыльцев, женщин, работающих в системе правоохранительных органов, обществу книголюбов и автолюбителей, советам ветеранов, офицерскому собранию, судам чести, советам слушательского самоуправления и т. д.; взаимодействует на принципиальной основе с профессиональными союзами (ассоциациями) и фондами.
Качественным отличием общественных объединений от административных структур органов внутренних дел является - добровольность образования, демократический способ существования и функционирования, предполагающий выборность и подотчетность руководящих органов коллективу, гласность и широкое обсуждение всеми членами организаций вопросов, входящих в их компетенцию. Являясь по характеру своей деятельности демократическими, общественные организации согласуют ее, исходя из специфики органов внутренних дел, с деятельностью органов управления и действуют как в интересах коллектива, так и всего общества одновременно.