Структура, задачи и формы работы профсоюзов сотрудников органов внутренних дел.

 

В Федеральном законе № 342 «О службе в ОВД РФ» вопрос о профсоюзе работников ОВД не нашел своего отражения. Однако в Федеральном законе «О полиции». Данный вопрос нашел свое отражение в ст. 31 «Право сотрудников полиции на объединение в профессиональные союзы (ассоциации) - в соответствии с которой, сотрудники полиции в целях представительства и защиты своих социально-трудовых прав и интересов вправе объединяться или вступать в профессиональные союзы (ассоциации). Порядок создания и компетенция профессиональных союзов (ассоциаций) сотрудников полиции устанавливаются законодательством Российской Федерации[4]».

Сотрудники органов внутренних дел в целях защиты своих профессиональных, социально-экономических и иных прав и интересов могут объединяться или вступать на добровольной основе в профессиональные союзы (ассоциации) сотрудников органов внутренних дел.

Профессиональные союзы (ассоциации) сотрудников органов внутренних дел осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением ограничений, установленных настоящей статьей.

Профессиональные союзы (ассоциации) сотрудников органов внутренних дел не вправе вмешиваться в деятельность органов внутренних дел по выполнению возложенных на них задач и обязанностей. Им запрещается проводить забастовки сотрудников органов внутренних дел и иные публичные акции протеста.

Предложения профессиональных союзов (ассоциаций) по вопросам назначения на должность либо восстановления на должности, перемещения по службе либо отстранения от занимаемой должности, присвоения специального звания, увольнения из органов внутренних дел, применения мер поощрения и взыскания, а также по вопросам служебной деятельности органов внутренних дел носят только рекомендательный характер.

Как видно одной из форм проявления демократизма в органах внут­ренних дел, в том числе и полиции, являются общественные объединения. Они пред­ставляют собой самостоятельные, добровольные объединения сотрудников, содействующие развитию их творческой активно­сти в интересах укрепления законности и обеспечения право­порядка.

Общественные объединения в органах внутренних дел дей­ствуют в специфических условиях, и это вызывает необходи­мость регламентации отдельных сторон их функционирования.

Однако они имеют достаточный простор для своей деятель­ности и, вырабатывая коллективное мнение сотрудников по важнейшим вопросам жизни и деятельности, оказывают влия­ние на формирование как управленческих решений, так и мо­рально-нравственной атмосферы в коллективе.

Совершенствование деятельности органов внутренних дел характеризуется процессом перехода от отдельных, слабо свя­занных между собой общественных объединений к целостной системе демократических институтов.

Участие сотрудников в управлении делами служебных кол­лективов, при наличии широких социальных возможностей, мо­жет осуществляться только через систему демократических структур. Она складывалась и развивалась постепенно, отражая потребности жизни и деятельности различных структурных эле­ментов Министерства внутренних дел РФ.

Исторический экскурс в прошлое показывает, что в 1907 г. в речи во второй Государственной Думе министр внутренних дел и Председатель Совета министров П. А. Столыпин заявлял о подготовке полицейской реформы. Для поднятия престижа полицейской службы и «укрепления служебной устойчивости» се сотрудников одним из элементов реформы стала постанов­ка вопроса в руководстве МВД о создании клубов для сотруд­ников полиции, учреждений судов чести, формировании про­фессиональной этики. Для решения вопросов ответственности увольнения полицейских за нарушение этических норм, «не­служебные проступки» предлагалось создание специальных при­сутствий под председательством губернатора. Все это вписы­валось в демократизацию общественной жизни, ослабление ро­ли сословных привилегий в формировании корпуса государст­венных служащих.

Что же такое общественное объединение сотрудников в ор­ганах внутренних дел? Под общественным объединением в ор­гане внутренних дел следует понимать добровольные, самоуп­равляемые, созданные по инициативе сотрудников объедине­ния, основанные на общем интересе к определенной сфере жиз­недеятельности.

Общественные объединения строят свою деятельность на ос­нове законов и иных правовых актов. Они призваны реализо­вывать самостоятельность, инициативу и творческую активность людей в деле совершенствования правопорядка, в создании не­обходимых условий для выполнения сотрудниками своих обя­занностей, формировании необходимых профессиональных ка­честв, в укреплении нравственного здоровья коллективов, со­циальной защищенности сотрудников, формировании общест­венного мнения по явлениям социальной жизни.

Сегодня общественные институты органов внутренних дел включают в себя: профсоюзы (ассоциации), фонды, добро­вольные общества (культурные, научные, научно-технические, спортивные и т. д.), а также другие общественные формирова­ния и структуры.

Необходимо классифицировать общественные объедине­ния по следующим основаниям: происхождению и назначению; организационному строению; направлению деятельности и ха­рактеру интереса.

В зависимости от происхождения и назначения обществен­ные институты делятся на две большие группы: общественные объединения, созданные в рамках Министерства внутренних дел и предназначенные только для органов внутренних дел, и об­щественные объединения, представляющие собой отделения, филиалы общереспубликанских объединений.

Общественные объединения по организационному строению можно классифицировать следующим образом:

1. Массовые общественные объединения (профсоюзы, ас­социации, фонды, ветеранские организации, спортивная феде­рация работников милиции России и др.). Они создаются по инициативе общественности на началах добровольного членст­ва. В управлении делами данных объединений, в формирова­нии органов и контроле за их деятельностью участвуют непо­средственно или через своих представителей все члены соот­ветствующих объединений. Массовые общественные объединения имеют выборные органы и действуют на основе своих уставов.

2. Самодеятельные представительные объединения (офицер­ские собрания, женские советы, общество автолюбителей, сове­ты воинов-интернационалистов, чернобыльцев и др.) избирают­ся из числа сотрудников и членов их семей и действуют на основе соответствующих положений.

Состав самодеятельных общественных объединений периоди­чески обновляется и пополняется в порядке их выборов соот­ветствующими коллективами. Их деятельность связана с теми коллективами, которые их избрали, и подотчетна им. Для них характерны устойчивые внутриорганизационные связи.

3. Внештатные органы общественного содействия (советы наставников, суды чести, комиссии по изобретательству и ра­ционализации, советы клубов, библиотек, музеев, уголков и комнат истории, слушательского управления и др.).

Эти органы формируются из представителей общественно­сти на основе взаимного интереса сотрудников и руководства органов внутренних дел по инициативе одной из сторон, но в то же время не утрачивая своего общественного характера. В отличие от аналогичных гражданских органов, они не выпол­няют функции штатных звеньев органов управления.

В зависимости от характера интереса и направленности дея­тельности общественные структуры можно подразделить на объединения социальной, профессиональной, культурно-воспи­тательной и физкультурно-спортивной направленности.

Каждое направление, в свою очередь, может иметь несколь­ко разновидностей. Содержание деятельности общественных объединений социальной направленности сводится главным об­разом к реализации потенциала служебных коллективов и отдельных личностей в решении таких, напри­мер, проблем, как организация и проведение мероприятий го­сударственного и внутриведомственного масштаба (выборы, ре­ферендумы, обсуждения проектов законов и различных норма­тивных актов, поиск новых форм воспитательной работы с личным составом и взаимодействия органов внутренних дел с об­ществом и структурами государственной власти и местного са­моуправления) в целях защиты интересов сотрудников, членов их семей как полноправных граждан данного государства.

В систему социальных объединений входят профсоюзные, молодежные, ветеранские объединения, ассоциации: воинов-интернационалистов органов внутренних дел и внутренних войск России, участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС «МВД — Щит Чернобыля», обществен­ные органы патриотической направленности, создаваемые на временной основе и приуроченные к определенному событию в жизни государства или органа внутренних дел.

Целью общественных объединений профессиональной на­правленности является реализация самостоятельности и творче­ского потенциала людей в интересах укрепления правопоряд­ка и борьбы с преступностью.

Общественные объединения культурно-воспитательной на­правленности сосредоточивают свою деятельность на развитии общей культуры сотрудников, на формировании эстетического вкуса, здоровых интересов и стремления к духовному самосо­вершенствованию, всестороннему и гармоничному развитию личности.

Общественные структуры физкультурно-спортивной направ­ленности призваны реализовать общественный потенциал кол­лективов в развитии физической культуры и спорта.

В практической деятельности при организации взаимодей­ствия руководителем, а также представителем общественности необходимо учитывать особенности деятельности общественных объединений в правоохранительных органах.

Во-первых, цели и задачи их деятельности регламентиру­ются спецификой функционирования организации, где осново­полагающим принципом является единоначалие, а все члены общественных объединений — сотрудники, деятельность кото­рых определяется приказами и распоряжениями начальников. Во-вторых, основное внимание общественных организаций сосредоточивается в конечном счете на укреплении правопо­рядка и борьбы с преступностью. В служебной деятельности сотрудники не связаны решениями политических партий и дви­жений, а руководствуются требованиями законов.

Во- вторых, формы деятельности в значительной мере зави­сят от особенностей уклада жизни и деятельности органов внутренних дел, не допускается вмешательство общественных объединений в оперативную деятельность руководителя. В свя­зи с особенностями службы происходит некоторое сужение де­мократических начал, а определенная часть демократических институтов создается по инициативе как администрации, так и общественности.

В-третьих, на общественные объединения распространя­ются правовые основы деятельности органов внутренних дел. Приказы, инструкции, положения и наставления регламентиру­ют деятельность некоторых спортивных, молодежных, научных организаций, творческих союзов и других, работающих на пра­вах общественных, демократических институтов.

Исходя из особенностей общественных образований, их ро­ли и места в структуре служебного коллектива (социальной ор­ганизации), можно выделить следующие структуру и характер их взаимосвязи с руководством органа внутренних дел. Они со­стоят в следующем: орган управления координирует работу со­ветов клуба, наставников, библиотек, уголков и комнат исто­рии, спорткомитетов, советов музеев и других общественных органов, являющихся частью внутренней структуры служебно­го коллектива; оказывает методическую помощь ассоциациям воинов-интернационалистов, чернобыльцев, женщин, работаю­щих в системе правоохранительных органов, обществу книго­любов и автолюбителей, советам ветеранов, офицерскому соб­ранию, судам чести, советам слушательского самоуправления и т. д.; взаимодействует на принципиальной основе с профес­сиональными союзами (ассоциациями) и фондами.

Качественным отличием общественных объединений от ад­министративных структур органов внутренних дел является - доб­ровольность образования, демократический способ существо­вания и функционирования, предполагающий выборность и подотчетность руководящих органов коллективу, гласность и широкое обсуждение всеми членами организаций вопросов, входящих в их компетенцию. Являясь по характеру своей дея­тельности демократическими, общественные организации согласуют ее, исходя из специфики органов внутренних дел, с деятельностью органов управления и действуют как в интере­сах коллектива, так и всего общества одновременно.