Источники

Заключение

Понятие коррупции и правовые основы противодействия коррупции в органах внутренних дел Российской Федерации.

Вопросу о борьбе с коррупцией в ОВД в настоящее время уделяется пристальное внимание на уровне руководства государства, а также со стороны обычных граждан РФ.

В частности в 2008 году был принят Федеральный закон от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»[5] (далее – Федеральный закон «О противодействии коррупции»).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» коррупцияэто - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение вышеуказанных деяний, от имени или в интересах юридического лица.

Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

· а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

· б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

· в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона «О службе в ОВД РФ» - на сотрудника органов внутренних дел распространяются ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, установленные статьей 29 Федерального закона «О полиции»

Рассмотрение вопросов, касающихся соблюдения сотрудниками ограничений и запретов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, осуществляется в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 29 Федерального закона «О полиции» - на сотрудника полиции распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[6], за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих осуществлению сотрудником полиции оперативно-разыскной деятельности. Такие ограничения, запреты и обязанности, а также сотрудники полиции, на которых они не распространяются, в каждом отдельном случае определяются в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона «О службе в ОВД РФ» - за несоблюдение сотрудником органов внутренних дел ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции данным Федеральным законом, Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные статьей 50 Федерального закона «О службе в ОВД РФ».

Таким образом, в настоящее время вопрос о коррупции среди сотрудников ОВД является наиболее актуальным, и находит свое отражение в действующем законодательстве РФ, в связи с чем, постоянно совершенствуется законодательная база по вопросу противодействия коррупции, которая уже приносит свои «плоды» в данной сфере. Кроме того, для снижения уровня коррупции со стороны руководства государства должна проводиться в том числе и социальная политика направленная на повышение социальной защищенности сотрудников ОВД. Необходимо отметить, что от снижения уровня коррупции среди сотрудников ОВД также зависит и престиж ОВД среди гражданского населения РФ.

 

Таким образом, необходимо отметить, что служебная дисциплина в ор­ганах внутренних дел обязывает каждого сотрудника к безупреч­ному соблюдению норм Конституции Российской Федерации, законов и иных правовых актов, добросовестному исполнению служебного долга, совершенствованию профессионального уров­ня, внимательному отношению к сослуживцам, к запросам на­селения, соблюдению прав и свобод личности. Она достигается применением мер дисциплинарного воздействия (поощрений и взысканий). Важное место в укреплении служебной дисцип­лины в настоящее время отводится и вопросу борьбы с коррупцией среди сотрудников ОВД РФ.

 

 

Нормативные акты:

1. Конституция РФ 1993 // Собрание законодательства РФ. 2009 г., № 4, ст.445.

2. Федеральный закон от 30.11.2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2011 г., № ____, ст. ____.

3. Федеральный закон от 07.02.2011 года № 3-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства РФ. 2011 г., № 7, ст. 900.

4. Федеральный закон от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» //Собрание законодательства РФ. 2008 г., № 52 (ч.1), ст. 6228.

5. Федеральный закон от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003 г.. № 22. ст. 2063.

6. Федеральный закон от 14 апреля 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» //Российская газета, 25 мая 1995, № 100.

7. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 года № 63-ФЗ //Собрание законодательства РФ, 1996 г., № 25, ст. 2954.