Служебная проверка. Порядок назначения, проведения и оформления результатов.
Необходимо отметить, что наложение любого дисциплинарного взыскания (кроме объявленного устно) служит основанием для задержки в присвоении очередного специального звания, а также отказа в получении единовременного денежного вознаграждения за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года.
Нарушение служебной дисциплины – понятие и виды. Дисциплинарное взыскание – понятие, виды, правовая основа. Порядок применения к сотрудникам органов внутренних дел поощрений и наложения дисциплинарных взысканий.
Понятие служебной дисциплины в органах внутренних дел Российской Федерации.
Происходящие перемены в социальной и экономической жизни страны сказываются и на состоянии законности и дисциплины среди личного состава органов и подразделений МВД России. В настоящее время с учетом проведенной реформы ОВД, а также реформы по преобразованию милиции в полицию, и с учетом принятых законов, а именно:
· Федерального закона от 07.02.2011 года № 3-ФЗ «О полиции»[1] (далее – Федеральный закон «О полиции»);
· Федерального закона от 30.11.2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[2] (далее – Федеральный закон № 342 «О службе в ОВД РФ»),
а также политики проводимой государством в сфере органов внутренних дел, значительное внимание уделяется повышению законности и служебной дисциплины среди сотрудников органов внутренних дел, в том числе и среди сотрудников МВД России.
В МВД России с учетом проводимых преобразований в настоящее время разрабатываются и утверждаются новые формы статистической отчётности, в том числе:
· о состоянии дисциплины среди сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации;
· о результатах социально-правовой работы в органах внутренних дел Российской Федерации;
· о реализации социально-правовых гарантий некоторых категорий сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации;
· о погибших, раненых и пропавших без вести сотрудниках органов внутренних дел Российской Федерации;
· о результатах деятельности психологов и учреждений культуры органов внутренних дел Российской Федерации.
Кроме отчётов, представляются и сведения о сотрудниках органов внутренних дел, привлечённых к ответственности за нарушения служебной дисциплины, законности и совершенные преступления. Данные сведения позволяют МВД России более целенаправленно и оперативно проводить работу по оздоровлению морально-психологического состояния личного состава, своевременно реагировать на пробелы в законодательстве с целью создания и реализации механизмов государственной охраны сотрудников и влиять на уровень дисциплины и законности.
В настоящее время состояние законности и служебной дисциплины среди личного состава органов внутренних дел Российской Федерации требует серьёзного анализа и устранения причин их нарушения, так как за последние десятилетие возросло количество сотрудников органов внутренних дел привлеченных к дисциплинарной и уголовной ответственности за различные нарушения служебной дисциплины.
В соответствии со ст. 47 Федерального закона № 342 «О службе в ОВД РФ» Служебная дисциплина это - соблюдение сотрудником органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.
В Федеральном законе № 342 «О службе в ОВД РФ» служебной дисциплине посвящены ст. 47-51, в которых даётся понятие служебной дисциплины, определяются обязанности начальника органа внутренних дел по поддержанию её, перечисляются поощрения и взыскания и устанавливается порядок их применения, а также права и ответственность начальников по применению поощрений и наложению дисциплинарных взысканий и другие аспекты.
В ст. 39 Федерального закона «О полиции» также уделяется внимание служебной дисциплины, и дается понятие служебной дисциплины в полиции , в соответствии с которой Служебная дисциплина в полиции это - обязательное для всех сотрудников полиции соблюдение установленных законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями непосредственных начальников порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.
Служебная дисциплина в полиции регулируется дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации.
В настоящее время дисциплинарный устав органов внутренних дел не принят, в связи с чем, вопрос о служебной дисциплине полностью на законодательном уровне не урегулирован.
Служебная дисциплина обязывает всех сотрудников безупречно соблюдать нормы Конституции Российской Федерации, законы и иные правовые акты, добросовестно исполнять служебные обязанности, совершенствовать профессиональный уровень, внимательно относиться к сослуживцам, быть честным, мужественным, опрятным, соблюдать права и свободы личности.
Служебная дисциплина достигается посредством, в первую очередь, самосознания сотрудников, а также методов внешнего воздействия на их сознание и поведение. К таким методамследует относить применяемые прямыми, в том числе непосредственными, начальниками методы убеждения, дисциплинарного поощрения и дисциплинарного взыскания.
Ведущее место в укреплении служебной дисциплины отводится руководителям различных уровней органов внутренних дел, которые несут ответственность за ее состояние среди подчиненных. В связи с этим руководитель обязан:
· создавать условия для труда, отдыха и повышения квалификации подчиненных;
· воспитывать у них чувство ответственности за выполнение служебных обязанностей;
· обеспечивать гласность и объективность в оценке служебной деятельности;
· уважать честь и достоинство сотрудников;
· не допускать протекционизма в работе с личным составом, преследования сотрудников по мотивам личного характера или за критику недостатков в деятельности органов внутренних дел.
Метод убеждения является превалирующим в поддержании высокой служебной дисциплины сотрудников органов внутренних дел. Важнейшее условие его успешного применения — умение руководителя расположить к себе подчиненных, заслужить их доверие, добиваться взаимопонимания, проявлять требовательность и тактичность. Особого внимания заслуживает личный положительный пример руководителя, служащий тем условием, которое предоставляет ему моральное право воспитывать других. По тому, как сам руководитель исполняет приказы, соблюдает законность, придерживается принципов морали, подчиненные ему сотрудники не только судят о правомерности его поведения, но и убеждаются в необходимости неуклонного соблюдения норм, установленных законодательством, формируют в своем сознании негативное отношение к различного рода отступлениям от общепринятых требований.
Если методы убеждения используются всеми начальниками, то права по применению мер дисциплинарного поощрения и дисциплинарного взыскания устанавливаются министром внутренних дел Российской Федерации. Данная позиция не исключает участия руководителей любого ранга в дисциплинарной практике. Так, в случае необходимости применения мер поощрения или наказания, выходящих за пределы прав руководителя, последний может ходатайствовать об этом перед вышестоящим начальником.
Сотрудник органов внутренних дел обязан исполнять приказы и распоряжения прямого начальника, отданные им в пределах своих должностных полномочий.
В соответствии с законодательством начальникам (командирам) запрещается отдавать приказы и распоряжения, не имеющие отношения к исполнению сотрудником органов внутренних дел своих служебных обязанностей или направленные на нарушение законодательства Российской Федерации.
При получении приказа или распоряжения, противоречащего закону, сотрудник органов внутренних дел должен руководствоваться законом, а неисполнение заведомо незаконного приказа или распоряжения исключает ответственность сотрудника органов внутренних дел.
В следствии этого нарушением служебной дисциплины признается противоправное виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение сотрудником возложенных на него обязанностей, не влекущее уголовной (административной) ответственности – проступок.
Следует отметить, что состоянию служебной дисциплины и исполнению приказов прямых начальников руководством государства и органов внутренних дел уделяется большое внимание, о чем свидетельствуют внесенные изменения в Уголовный кодекс РФ[3], а именно Уголовный кодекс РФ дополнен ст. 286.1 – «Неисполнение сотрудником органа внутренних дел приказа, под которым понимается - умышленное неисполнение сотрудником органа внутренних дел приказа начальника, отданного в установленном порядке и не противоречащего закону, причинившее существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства.
Часть 2 ст. 286.1 УК РФ устанавливает, что - то же деяние, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а равно повлекшее тяжкие последствия.
За нарушение служебной дисциплины, которое выражается в неисполнении или ненадлежащем исполнении возложенных обязанностей, включая и однократный грубый дисциплинарный проступок, сотрудники органов внутренних дел могут нести дисциплинарную ответственность в виде наложения на них дисциплинарного взыскания.
Нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается - виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.
К грубым нарушениям служебной дисциплины сотрудником органов внутренних дел относится:
· несоблюдение сотрудником ограничений и запретов, установленных законодательством Российской Федерации;
· отсутствие сотрудника по месту службы без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного служебного времени;
· нахождение сотрудника на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения либо отказ сотрудника от медицинского освидетельствования на состояние опьянения;
· совершение сотрудником виновного действия (бездействия), повлекшего за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, возникновение угрозы жизни и (или) здоровью людей, создание помех в работе или приостановление деятельности федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения либо причинение иного существенного вреда гражданам и организациям, если это не влечет за собой уголовную ответственность;
· разглашение сотрудником сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, конфиденциальной информации (служебной тайны), ставших ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей, если это не влечет за собой уголовную ответственность;
· небрежное хранение сотрудником вверенных для служебного пользования оружия и патронов к нему, повлекшее его (их) утрату, если это не влечет за собой уголовную ответственность;
· отказ или уклонение сотрудника от прохождения медицинского освидетельствования (обследования) в случаях, если обязательность его прохождения установлена законодательством Российской Федерации;
· неявка сотрудника без уважительной причины на заседание аттестационной комиссии для прохождения аттестации;
· умышленное уничтожение или повреждение сотрудником имущества, находящегося в оперативном управлении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, повлекшие причинение существенного ущерба, если это не влечет за собой уголовную ответственность;
· нарушение сотрудником требований охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда) при условии, что это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на службе, пожар, аварию, катастрофу) либо заведомо создало реальную угрозу наступления таких последствий, если это не влечет за собой уголовную ответственность;
· совершение сотрудником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, виновных действий, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя;
· принятие сотрудником необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, находящегося в оперативном управлении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба такому имуществу;
· непредставление сотрудником сведений (представление заведомо недостоверных или неполных сведений) о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
· сокрытие сотрудником фактов обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения;
· публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, в том числе в отношении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, если это не входит в служебные обязанности сотрудника.
Перечень дисциплинарных взысканий, устанавливается ст. 50 Федерального закона № 342 «О службе в ОВД РФ», который является исчерпывающим и включает в себя:
· замечание;
· выговор;
· строгий выговор;
· предупреждение о неполном служебном соответствии;
· перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел;
· увольнение со службы в органах внутренних дел.
В образовательных учреждениях высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел на курсантов, слушателей наряду с вышеперечисленными дисциплинарными взысканиями, предусмотренными частью 1 ст. 50 Федерального закона № 342 «О службе в ОВД РФ», могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания:
· назначение вне очереди в наряд (за исключением назначения в наряд по обеспечению охраны подразделения);
· лишение очередного увольнения из расположения образовательного учреждения;
· отчисление из образовательного учреждения.
За каждый случай нарушения служебной дисциплины на сотрудника органов внутренних дел может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.
Порядок применения к сотрудникам органов внутренних дел мер поощрения и порядок наложения на них дисциплинарных взысканий определяется ст. 51 Федерального закона № 342 «О службе в ОВД РФ».
Порядок применения к сотрудникам органов внутренних дел мер поощрения, предусмотренных пунктами 1 - 6 и 9 части 1, частями 2 и 3 статьи 48 указанного Федерального закона, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
К сотрудникам органов внутренних дел, замещающим должности в органах внутренних дел, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации, меры поощрения, предусмотренные пунктами 1 - 6 и 9 части 1 и частью 2 статьи 48 Федерального закона № 342 «О службе в ОВД РФ», могут применяться руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и (или) уполномоченным руководителем.
Дисциплинарные взыскания на сотрудника органов внутренних дел налагаются прямыми руководителями (начальниками) в пределах прав, предоставленных им руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, за исключением перевода на нижестоящую должность в органах внутренних дел и увольнения со службы в органах внутренних дел сотрудника, замещающего должность в органах внутренних дел, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации. О наложении дисциплинарного взыскания на сотрудника, замещающего должность в органах внутренних дел, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации, руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел обязан проинформировать Президента Российской Федерации.
Правом наложения дисциплинарного взыскания, предоставленным нижестоящему руководителю (начальнику), обладает и прямой руководитель (начальник). Если на сотрудника органов внутренних дел необходимо наложить такое дисциплинарное взыскание, которое соответствующий руководитель (начальник) не имеет права налагать, он ходатайствует о наложении этого дисциплинарного взыскания перед вышестоящим руководителем (начальником).
Вышестоящий руководитель (начальник) имеет право изменить дисциплинарное взыскание, наложенное нижестоящим руководителем (начальником), если оно не соответствует тяжести совершенного сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка.
Дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела - не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке.
Дисциплинарное взыскание не может быть наложено на сотрудника органов внутренних дел по истечении шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности - по истечении двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время производства по уголовному делу.
До наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника органов внутренних дел, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. В случае отказа сотрудника дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя в соответствии со статьей 52 настоящего Федерального закона может быть проведена служебная проверка.
О наложении на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания издается приказ руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя. Дисциплинарное взыскание в виде замечания или выговора может объявляться публично в устной форме. В случае временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке приказ о наложении на него дисциплинарного взыскания издается после его выздоровления, выхода из отпуска или возвращения из командировки. Сотрудник считается привлеченным к дисциплинарной ответственности со дня издания приказа о наложении на него дисциплинарного взыскания либо со дня публичного объявления ему замечания или выговора в устной форме.
В приказе о наложении на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания указываются иные сотрудники, до сведения которых должен быть доведен этот приказ.
Уполномоченный руководитель обязан в течение трех рабочих дней ознакомить сотрудника органов внутренних дел под расписку с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время, необходимое для прибытия сотрудника к месту ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания или для доставки указанного приказа к месту службы сотрудника.
Об отказе или уклонении сотрудника органов внутренних дел от ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания составляется акт, подписываемый уполномоченными должностными лицами.
Применяемые к сотруднику органов внутренних дел меры поощрения и налагаемые на него в письменной форме дисциплинарные взыскания заносятся в материалы личного дела сотрудника. Меры поощрения и дисциплинарные взыскания учитываются раздельно.
Дисциплинарное взыскание, наложенное на сотрудника органов внутренних дел приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя, действительно в течение одного года со дня его наложения, а дисциплинарное взыскание, объявленное публично в устной форме, - в течение одного месяца со дня его наложения. Дисциплинарное взыскание, наложенное на сотрудника приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя, считается снятым по истечении одного года со дня его наложения, если этот сотрудник в течение этого года не подвергался новому дисциплинарному взысканию.
Дисциплинарные взыскания, предусмотренные пунктами 5 и 6 части 1 статьи 50 Федерального закона № 342 «О службе в ОВД РФ», исполняются не позднее чем через два месяца со дня издания приказа об их наложении. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел, нахождения его в отпуске или в командировке.
Исполнение наложенного на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания в виде перевода на нижестоящую должность в органах внутренних дел осуществляется в порядке, установленном статьей 30 Федерального закона № 342 «О службе в ОВД РФ».
Исполнение наложенного на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания в виде увольнения со службы в органах внутренних дел осуществляется в соответствии с главой 12 Федерального закона № 342 «О службе в ОВД РФ».
Применение к сотрудникам каких-либо иных мер дисциплинарного взыскания не предусмотренных ст. 50 Федерального закона № 342 «О службе в ОВД» недопустимо. Не следует относить к видам дисциплинарного взыскания временное отстранение сотрудника от должности в случае привлечения его в качестве обвиняемого в совершении преступления, а также любого нарушения служебной дисциплины, делающего невозможным исполнение им служебных обязанностей до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности.
Дисциплинарные взыскания объявляются приказами. Замечание, выговор, назначение вне очереди в наряд, а также лишение очередного увольнения из расположения образовательного учреждения могут быть объявлены и устно.
Взыскания применяются к сотруднику персонально, приказом может быть объявлена благодарность всему личному составу отличившегося органа (подразделения) внутренних дел. В этом случае дисциплинарное взыскание, имеющееся у сотрудника, снимается в порядке поощрения.
К сотруднику, имеющему дисциплинарное взыскание, в качестве поощрения применяется только снятие ранее наложенного взыскания.
Право снятия дисциплинарного взыскания принадлежит тому начальнику, которым взыскание было наложено, а также прямым начальником, имеющим не меньшие дисциплинарные права, чем начальник, наложивший дисциплинарное взыскание.
Одновременно с сотрудника может быть снято только одно дисциплинарное взыскание. Взыскание, наложенное приказом, не может быть снято устно.
О дисциплинарных взысканиях сотруднику органов внутренних дел объявляется лично, перед строем или на совещании (собрании). Запрещается объявлять дисциплинарные взыскания начальникам перед подчиненными.
Необходимо помнить, что дисциплинарное взыскание должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины сотрудника.При определении вида дисциплинарного взыскания принимаются во внимание: характер проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, его последствия, признание им своей вины, его отношение к службе, результаты деятельности, прежнее поведение виновного.
Увольнение из органов внутренних дел за систематические нарушения дисциплины может применяться при наличии у сотрудника неснятого дисциплинарного взыскания в случае совершения им нового нарушения.
Министр внутренних дел Российской Федерации в праве применять поощрения и налагать дисциплинарные взыскания в отношении сотрудников органов внутренних дел в полном объеме, кроме понижения в должности и увольнения из органов внутренних дел лиц, назначение на должность и освобождение от должности которых осуществляется Президентом Российской Федерации.
Права начальника (командира) по применению поощрений и наложению дисциплинарных взысканий устанавливаются Министром внутренних дел Российской Федерации. Дисциплинарные взыскания применяются прямыми начальниками в пределах предоставленных им прав. Прямыми начальниками являются начальники, которым сотрудники органов внутренних дел подчинены по службе, хотя бы временно, а ближайший к подчиненному прямой начальник является его непосредственным начальником.
Сотрудники органов внутренних дел, не подчиненные друг другу по службе, могут быть старшими или младшими. Старшинство определяется специальным званием, а при равных званиях – занимаемой должностью. Сотрудник при временном исполнении им обязанностей по должности, если об этом объявлено в приказе, пользуется дисциплинарными правами по временно исполняемой должности.
Дисциплинарные права, предоставленные нижестоящим начальникам, принадлежат и вышестоящим начальникам.
Руководители подразделений органов внутренних дел, не имеющие специальных званий, пользуются правами по применению поощрений и наложения дисциплинарных взысканий в соответствии с занимаемой должностью.
Если к сотруднику органов внутренних дел, по мнению начальника, необходимо применить меры поощрения или дисциплинарного взыскания, выходящие за пределы его прав, то он ходатайствует об этом перед вышестоящим начальником.
Вышестоящий начальник имеет право отменить, смягчить дисциплинарное взыскание, наложенное нижестоящим начальником, или наложить более строгое взыскание, если ранее объявленное не соответствует тяжести совершенного проступка.
Начальник, превысивший предоставленные ему права по наложению дисциплинарных взысканий, несет за это дисциплинарную ответственность.
Сотрудник органов внутренних дел вправе обжаловать наложенное на него дисциплинарное взыскание последовательно вышестоящим начальникам вплоть до Министра внутренних дел Российской Федерации или в суд в трехмесячный срок со дня ознакомления его под роспись с соответствующим приказом, а по делам об увольнении - в месячный срок.
В случае пропуска указанного срока по уважительным причинам он может быть восстановлен Министром внутренних дел Российской Федерации или судом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В случае подачи жалобы приведение в исполнение дисциплинарного взыскания не приостанавливается, пока не последует приказ вышестоящего начальника о его отмене.
Порядок привлечения виновного сотрудника к дисциплинарной ответственности представляет собой совокупность определенных процессуальных действий, совершаемых уполномоченным на то лицом, и составляет дисциплинарное производство, которое включает в себя пять стадий.
Первая стадия - возбуждение дела о дисциплинарном проступке. Ее содержание заключается в том, что руководитель, наделенный правом применять дисциплинарное взыскание, принимает решение о привлечении виновного к дисциплинарной ответственности. К этой же стадии следует относить ходатайство суда чести перед руководителем о применении мер дисциплинарного воздействия на нарушителя служебной дисциплины.
Вторая стадия - рассмотрение дела осуществляется руководителем, а в случае необходимости им может быть назначено проведение служебной проверки. На этой стадии исследуются все обстоятельства, собираются дополнительные материалы для принятия объективного и обоснованного решения. В любом случае до принятия решения по делу, даже если служебная проверка не проводилась, от лица, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, должно быть истребовано письменное объяснение.
Третья стадия - решение о наложении дисциплинарного взыскания, которое является индивидуальным актом управления и должно удовлетворять всем требованиям, предъявляемым к актам подобного рода.
Дисциплинарное взыскание должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины. При определении видаи меры взыскания принимаются во внимание:
· характер проступка;
· обстоятельства, при которых он был допущен;
· прежнее поведение виновного;
· признание им своей вины;
· его отношение к службе;
· время нахождения на службе и знание правил ее несения; а также другие факторы.
При нарушении дисциплины совместно несколькими лицами дисциплинарные взыскания налагаются на каждого виновного в отдельности и только за совершенное им нарушение.
Четвертая стадия - обжалование принятого решения о наложении взыскания. Сотрудник органов внутренних дел вправе обжаловать наложенное на него дисциплинарное взыскание. В этом случае жалоба в установленном законодательством порядке подается по инстанции вышестоящим начальникам вплоть до министра внутренних дел либо в суд.
Жалоба может быть оставлена без удовлетворения или по результатам ее рассмотрения возможно изменение меры взыскания в сторону снижения. Кроме того, может быть отменен приказ о наложении дисциплинарного взыскания и принято по делу иное решение. В случае подачи жалобы приведение к исполнению наложенного дисциплинарного взыскания не приостанавливается.
Пятая стадия - стадия исполнения решения является завершающей и состоит в объявлении (за малозначительные проступки взыскание может быть объявлено устно) сотруднику, под расписку, приказа о наложении дисциплинарного взыскания с указанием мотивов его применения.
Сотрудники, подвергнутые дисциплинарному взысканию, не освобождаются от материальной ответственности за причиненный ущерб, а также от привлечения к административной или уголовной ответственности, если они виновны в совершении административного правонарушения (проступка) или в их действиях содержатся признаки состава преступления. Основаниями такой ответственности могут служить нарушения или неисполнение законодательства, злоупотребление служебным положением, взяточничество, халатность и др.
Одним из методов деятельности органов исполнительной власти является поощрение, которое характеризуется тем, что фактическим основанием для него является заслуга, деяние, положительно оценено субъектами власти, оно связано с оценкой уже совершенных деяний и оно персонифицировано т.к. применяется в отношении отдельных индивидуальных и коллективных субъектов. Основными принципами поощрительной деятельности является: обоснованность, оперативность, гласность, разнообразие.
В поощрительном производстве, которое ведется в органах внутренних дел, выделяются четыре стадии:
Первая стадия - возбуждение дела о поощрении,в органах внутренних дел ходатайства о поощрениях возбуждаются:
· руководителями ОВД – о поощрении отдельных сотрудников, особо отличившихся при осуществлении конкретного оперативного мероприятия или в конкретной ситуации. По наиболее отличившимся сотрудникам руководитель ОВД ходатайствует перед вышестоящим руководством о поощрении их правами или представлении к государственной награде. Порядок возбуждения ходатайства о награждении государственными наградами сотрудников органов внутренних дел определен соответствующими федеральными органами исполнительной власти;
· руководителем подразделения ОВД – о поощрении своих сотрудников за высокий профессионализм и смелые действия, проявленные при проведении конкретных операций; за достигнутые высокие результаты в оперативно-розыскной деятельности по итогам за определенный период; за высокое профессиональное мастерство, проявленное в борьбе с преступностью, а также в честь профессиональных и государственных праздников, личных юбилеев отдельных работников или в связи с выходом на заслуженный отдых;
· руководителями кадровых аппаратов, которые довольно часто являются инициаторами приказов о поощрении сотрудников в связи с их юбилеями, уходом на заслуженный отдых, но в этом случае проект приказа обязательно визируется у начальника ОВД;
· гражданами, которые присылают благодарственные письма с ходатайством о поощрении отдельных сотрудников за их личный вклад в охрану правопорядка и борьбу с преступностью.
Вторая стадия - общественная и государственная оценка материалов о поощрениив аппаратах ОВД заключается, собственно говоря, в согласовании начальником ОВД проекта приказа о поощрении со своими заместителями, начальниками отделений кадров, у которых выясняются обстоятельства о наличии или отсутствии дисциплинарных взысканий либо приказ согласовывается с непосредственным начальником сотрудника, если инициаторы подготовки такого приказа – кадровые аппараты.
Третья стадия - принятие решения о поощрении,осуществляется, как правило, начальником отдела внутренних дел в виде приказа, который обычно объявляется всему личному составу.
Четвертая стадия - исполнение решения, все поощрения за исключением объявленных устно, подлежат учету в специальных карточках, которые ведут сотрудники кадровых аппаратов, а также заносятся в личное дело.
Порядок назначения и проведения служебной проверки регламентируется ст. 52 Федерального закона № 342 «О службе в ОВД РФ».
Служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 29 Федерального закона «О полиции», а также по заявлению сотрудника.
В проведении служебной проверки не может участвовать сотрудник органов внутренних дел, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. В этом случае он обязан подать руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, рапорт об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными, а срок проверки, установленный частью 4 ст. 52 Федерального закона № 342 «О службе в ОВД РФ», продлевается на десять дней.
При проведении служебной проверки в отношении сотрудника органов внутренних дел должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению:
· фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка;
· вины сотрудника;
· причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка;
· характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка;
· наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в органах внутренних дел.
Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам.
Результаты служебной проверки представляются руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, в письменной форме в виде заключения не позднее чем через три дня со дня завершения проверки. Указанное заключение утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки, не позднее чем через пять дней со дня представления заключения.
Сотрудник органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка:
· обязан давать объяснения в письменной форме по обстоятельствам проведения служебной проверки, если это не связано со свидетельствованием против самого себя;
· имеет право:
а) представлять заявления, ходатайства и иные документы;
б) обжаловать решения и действия (бездействие) сотрудников, проводящих служебную проверку, руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки;
в) ознакомиться с заключением по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;
г) потребовать провести проверку своих объяснений с помощью психофизиологических исследований (обследований).
В заключении по результатам служебной проверки указываются:
· установленные факты и обстоятельства;
· предложения, касающиеся наложения на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания.
Заключение по результатам служебной проверки подписывается лицами, ее проводившими, и утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки.
Порядок проведения служебной проверки устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.