Цветность Уровень освещенности, лк
красноватая теплая относительно низкий (до 150)
тепло-белая средний (500-1000)
холодно-белая высокий (более 1000).
Отдельные рекомендации:
· При одинаковой освещенности теплый свет воспринимается светлее, чем холодный.
· При слабом освещении все цвета различаются хуже и воспринимаются менее насыщенными («эффект сумеречного зрения»).
· При повышении уровней освещенности увеличивается число различаемых цветовых оттенков.
· При очень сильном освещении цвета воспринимаются менее насыщенными и «разбелёнными».
· При изменении спектрального состава освещения визуально воспринимаемые различия между одними цветами усиливаются, а между другими ослабевают. Например, при желтоватом освещении, создаваемом лампами накаливания, синие и зелёные цветовые тона различаются хуже, чем красные и оранжевые, а при синеватом освещении в пасмурную погоду, наоборот, хуже различаются красные и оранжевые цветовые тона.
· Цвета теплой тональности (желтые, коричневые, оранжевые, красные) выигрывают при освещении лампами накаливания и разрядными лампами тепло-белого света.
Метамеризм.Существует явление, которое имеет большое значение при оценке соответствия двух образцов цвета при разных источниках освещения или двумя разными экспертами. Например, одному наблюдателю два предмета могут показаться одинаковыми по цвету, а для другого они будут различными даже при том же самом источнике освещения. Либо может не сохраняется равенство двух цветов для одного и того же наблюдателя при переходе к другому источнику освещения. Это явление метамеризма, при котором два цвета, так называемая метамерная пара, при данных условиях освещения и для данного наблюдателя обнаруживают равенство или сильное сходство, но при изменении освещения или наблюдателя показывают различие в цвете (рис. 9.1)..
(а)
Рис. 9.1 При переходе от дневного света D65 (а) к свету лампы накаливания (источник A) равенство двух образцов голубого цвета нарушается (б)
Понятие метамеризма связано с двумя и более образцами и их сравнением между собой. Многие ошибочно считают метамеризмом свойство одного образца менять свой цвет при смене источника освещения. Однако это свойство называется цветовым непостоянством (color inconstancy). Цветовое непостоянство отражает зависимость цвета одного образца от смены источника освещения, а метамеризм – изменение степени соответствия друг другу двух и более образцов при смене источника освещения (или наблюдателя).
Оба явления, метамеризм и цветовое непостоянство, являются следствием того, что при визуальном наблюдении на цвет исследуемых объектов влияет цветность источника освещения или различие в восприятии цвета наблюдателей, а в расчете координат цвета принимает участие кривая спектрального распределения энергии источника освещения и несколько различающиеся функции стандартных колориметрических наблюдателей. Из этого следует, что при смене источника освещения образец может изменить свои координаты цвета, а у метамерной пары равные координаты становятся неравными. Одним из признаков возможного метамеризма при равных значениях координат цвета при одном источнике освещения является различие в спектрах отражения. Очень часто спектральные кривые метамерных цветов пересекаются, по крайней мере, в трех точках (рис. 9.2).
Рис. 9.2 Иллюстрация явления метамеризма – спектры метамерных образцов
Степень метамеризма показывает, насколько сильно будут различаться метамерные образцы при смене источника освещения. Количественным выражением степени метамеризма является индекс метамеризма MI, определяющий ожидаемое отклонение цвета испытуемого образца от стандартного, которое наступит при изменении освещения или наблюдателя. Он равен цветовому различию ΔЕ между координатами цвета метамерной пары при замене источника освещения. Индекс цветового непостоянства – это различие между координатами цвета одного образца при разных источниках освещения.
Индекс метамеризма относится к двум конкретным условиям наблюдения; обычно используют условия D65/10 (дневной свет/десятиградусный наблюдатель) и А/10 (лампа накаливания/десятиградусный наблюдатель):MI = ΔЕ (D65/10) + ΔЕ (А/10).
При работе с цветом колористам, технологам, дизайнерам следует обязательно помнить о возможности метамерного равенства цветов. В частности, при воспроизведении цвета с использованием иных пигментов, нежели в эталоне, всегда существует вероятность встретиться с этим эффектом. Также при подборе разных материалов в одном изделии дизайнер всегда должен иметь ввиду возможность изменения цветового впечатления от смены источника освещения. Обычно основным источником света, при котором следует проводить цветовую подгонку, является источник D65 (дневной рассеянный свет). В качестве источника света для оценки возможного метамеризма желательно использовать источник, наиболее близкий к условиям освещения готовых изделий. При отсутствии информации о таком освещении, оценку степени метамеризма проводят при стандартном источнике света А (свет лампы накаливания). Если и при нем равенство цветов сохраняется, оно не является метамерным. В отдельных случаях к этим двум источникам добавляют и лампу TL84 (стандартный источник F11) и проводят визуальное сравнение (или расчет цветовых различий по стандарту на измерение цвета) для всех трех источников.
* Часть пространства, ограниченная конической поверхностью, называется телесным углом. Телесный угол измеряется отношением , где S – площадь части поверхности сферы радиусом R, на которую опирается данный угол. Единицей измерения телесного угла служит стерадиан (ср). Стерадиан равен телесному углу с вершиной в центре сферы, вырезающему на поверхности сферы площадь, равную площади квадрата со стороной, равной радиусу сферы. Полный пространственный угол равен 4 p ср.
* Изучать метод после освоения основ колориметрии.