Кривая спроса

Эффекты дохода и замещения

Закон спроса. Эффекты дохода и замещения. Кривая спроса. Детерминанты спроса.

СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ЛЕКЦИЯ 3

1. Закон спроса. Эффекты дохода и замещения. Кривая спроса. Детерминанты спроса.

2. Закон предложения. Кривая предложения. Детерминанты предложения.

3. Равновесная цена в рыночной экономике. Изменение спроса и предложения

4. Эластичность спроса. Факторы, влияющие на эластичность спроса

5. Эластичность предложения. Факторы, влияющие на эластичность предложения.

 

«Спрос» означает желание приобрести и готовность заплатить за определенные товары и услуги. Иначе говоря, фирмы будут продавать товары и услуги только в том случае, если их выручка будет не только покрывать расходы, но и приносить прибыль.

Величина спроса — это количество продукта, которое потребители готовы купить по определенной пене в течение определенного периода времени.

Закон спроса гласит: при прочих равных условиях величина спроса будет больше при низких ценах и меньше при высоких.

«При прочих равных условиях» — это очень важная часть формулировки. Мы можем с некоторой уверенностью утверждать, что спрос или величина спроса на товар будет больше, когда его цена упадет, если мы допустим, что другие факторы не изменятся.

Согласно закону спроса между ценой и величиной спроса существует отрицательная, или обратная, связь.

Закон спроса можно объяснить эффектами дохода и замещения.

Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене человек может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо альтернативных товаров. Более высокая цена приводит к противоположному результату.

Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже. Потребители склонны заменять дорогие продукты более дешевыми.

Эффекты дохода и замещения совмещаются и приводят к тому, что у потребителя возникает способность и желание покупать большее количество продукта по более низкой цене, чем высокой.

Обратную связь между ценой продукта и величиной спроса можно изобразить в виде графика, показывающего величину спроса на горизонтальной, а цену на вертикальной оси (рис. 1). Изображаемый процесс заключается в размещении на графике разных вариантов «цена — количество». Кривая спроса имеет нисходящее направление. Это означает: люди покупают большее количество продукта при низкой цене, чем при высокой.

На рис. 3. спрос изображается в виде графика, показывающего количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить в течение определенного периоОи времени по вполне определенной цене.

Есть несколько объяснений, почему кривая спроса имеет такую форму.

1. Если цена на данный товар падает, а доходы потребителей и цены на остальные товары остаются неизменными, то жизненный уровень потребителей повышается: можно купить больше данного товара, но не за счет других товаров.

2. Когда мы покупаем какую-нибудь вещь, нам приходится выбирать, гак как большинство товаров имеет близкие, конкурирующие между собой заменители. Поэтому, когда цена товара падает, она становится более привлекательной по сравнению с ценами заменителей. Величина спроса на данный товар увеличивается, потому что потребители перестают покупать заменители, которые стали относительно дороже. Например, если упадет цена на масло, многие будут больше покупать масла и меньше маргарина. Если упадет цена на яблоки, многие станут покупать больше яблок и меньше других фруктов, например, груш.

Повышение цены товара приведет к обратным результатам.

 

Рис.3. Кривая индивидуального спроса