Компоненты, характеристики и измерения Я

Лекция 7. Я-КОНЦЕПЦИЯ

Какими вы видите себя? В терминах специфических, осязаемых хар-к или же вы рассуждаете относительно своей самости более философски? Люди по-разному отвечают на этот вопрос. Попытайтесь и вы.

Разнообразие ответов отражает - только несколько из многих способов определения своего Я. Ваша концепция самого себя находится в центре вашего понимания, для чего вы есть, для чего вы существуете в целом. Это чувство своего Я кажется врожденным - вы не помните времен, когда вы не владели чувством самоосознания. Такое самопоглощающее отождествление с нашим собственным Я порождает парадокс - с одной стороны, мы боремся за чувство собственной уникальности, желая быть признанными, иметь определенный статус, любовь. С другой стороны, однако, наше чувство отдельности иногда может довести нас до изоляции и одиночества. Таким образом, наше самоосознание имеет и позитивный, и негативный аспект, часто ставя нас в конфликт с нашими социальными потребностями.

Я есть часть нашего опыта, который мы уважаем как неотемлемо наше. Изучение компонентов Я является предметом бесчисленного мн-ва работ по психологии, т.к. процесс субъектом концептуализации является необходимым внутренним процессом.

Материальное Я - несомненно, самый первый аспект «нас», который приходит на ум - материальное Я. Мы находимся внутри физического тела, которое уникально. Мы заботимся о нем, когда ему плохо и стараемся сделать его привлекательным. Для многих материальное Я может включать больше, чем тело. Любой материальный объект, о котором человек сильно заботится, может вызвать ту же интенсивность чувств, как его физическое тело. Например, вид новой машины, раздавленной грузовиком, может вызвать переживания, как при физическом повреждении тела. Хотя мы можем быть связаны с материальными объектами, основной якорь нашего чувства Я находится в русле чувствования того, что относится к телу. Большую часть времени мы можем только догадываться об этих ощущениях, но вместе они формируют базовую картину или схему нас самих. Когда картина нашего тела соотносится с объективной реальностью, мы едва ли знаем о составляющих частях этой картины. Но когда реальность и картина расходятся, тот факт, что наше ощущение нашего тела является конструктом, становится очевидным. Феномен «фантомного члена» показывает важность образа нашего тела. Человек, у которого ампутирована рука или нога, может продолжать чувствовать конечность в ее обычной позиции и пытаться двигать ею, испытывать в ней боль или неудобство, и такие ощущения могут длиться годами.

Актуальное психологическое Я — это то, о чем вы думаете, когда думаете о себе. Вы можете думать о взаимообусловленном наборе позиций, аттитюдов, убеждений, суждений и т.д. Актуальное « - это ваш взгляд на то, кто вы есть в любой конкретный момент времени, и обеспечивает некую точку отсчета, некий стандарт для оценки; любая информация, противоречащая ему, оценивается. Эксперименты показали, как работает этот процесс оценивания. Два человека оценивают вес в 1 кг. Первый поднимает 5, 10, 15 кг. Второй поднимает 100, 200, 300 грамм. Когда первый оценивает 1 кг - легко, второй - тяжело. Легко ли, тяжело ли — оценка зависит от прошлого опыта человека или его «структуры ссылок» или «системы соотнесения с действием». Ваша оценка всех аспектов вас самих определена вашим собственным прошлым опытом и идеалами относительно того, какими вы должны быть.

Я как мышление и эмоциональный процесс - состоит из нашего опыта процесса познания. В противоположность актуальному Я, которые основано на конечном результате нашего мышления, здесь ударение сделано на самих процессах мышления, воображения и ощущений. Этот феномен описан как «поток сознания». Самая сущность и ядро нашего Я - это чувство активности, которым владеют некоторые внутренние состояния.

Социальное Я — все мы живем в мире взаимодействия с другими, которые также имеют о нас мнение. Реакции других людей имеют значительное влияние на формирование нашего Я. Частично социальное Я является следствием исполнения нами различных ролей. Здесь для оценки имеет значение униформа - социальное Я врача в значительной степени является следствием ролей, которые он играет. Наше Я опирается также на ярлыки - навешанные нас другими или самоустановленными. Действительно, наша идентичность может быть изменена, если кто-то в нашем окружении изменяет способ реагирования и действует в соответствии с ним. Наше частное и наше публичное Я влияют друг на друга, и обычно, мнение, которое имеют о нас другие в некоторой степени, соответствует нашему мнению о самих себе. Обычно, эти два вида Я соответствуют до такой степени, что мы не осознаем взаимодействия и интеракций между ними. Когда они разделены - эффект может быть очень неудовлетворительным - как если человек, считающий себя личностью, которой никто не нужен, вдруг узнает, что другие считают его одиноким и несчастным.

Идеальное Я - кем бы мы хотели быть. Безотносительно того, кто вы на самом деле, мы имеем мечты о том, кем бы мы могли бы стать. Может быть, мы хотим быть толще или тоньше, добрее или жестче, честнее или лживее. Идеальное Я не обязательно должно быть объективно достойным. Это просто то, кем бы вы хотели быть. В связи с этим возникает два вопроса: (1) как сформированы наши цели или «уровень притязаний» и (2) раз они сформированы, как они влияют на наши реакции и на наше поведение?