МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ

Конспект лекции 2.

КОРОЛЕВА Е.Н.

  1. Понятие методологии планирования. Методологические принципы планирования.
  2. Логика планирования.
  3. Система планов как результат процесса планирования. Понятие о стратегическом плане и его структуре.
  4. Система показателей, используемых в планировании.
  5. Методы планирования.

 

1. Методология любой науки - совокупность теоретических положений, принципов и методов, используемых данной наукой.

Методология с планирования (П) - органическое единство:

1. Логики разработки проектов программ и планов.

2. Методологических принципов и подходов.

3. Системы показателей.

4. Системы методов обоснования плановых показателей, которые выражают цели и задачи планов и программ.

 

Принципы - наиболее общие требования, предъявляемые к П.

К планированию применимы общие принципы управления:

- научной обоснованности и эффективности управленческих решений;

- единства централизма и самостоятельности;

- сочетания общих и локальных интересов при приоритете интересов более высокого ранга;

- стимулирования личной и коллективной заинтересованности в выполнении управленческих решений.

Кроме того, выделяют локальные принципы планирования:

- единства и комплексности прогнозов, стратегических планов и программ;

- непрерывности планирования;

- точности планирования;

- обеспечения оптимальной пропорциональности на основе выделения ведущих звеньев.

 

2. Последовательность процесса планирования включает в себя следующие этапы (на примере стратегического планирования):

1. Анализ состояния и оценка уровня развития (внутренней среды) объекта стратегического планирования.

II. Предварительное обоснование системы целей развития социально-экономической системы.

Цели - это желательные состояния или результаты функционирования объекта планирования в определенный момент будущего.

Задачи - это цели, достижение которых желательно к определенному моменту времени в пределах горизонта планирования.

III. Анализ и прогнозирование внешних условий (внешней среды) функционирования объекта стратегического планирования.

IV. Уточнение и конкретизация целей с учетом внешних факторов.

V. Выбор способов и средств реализации поставленных целей, т.е. обоснование возможных альтернатив (вариантов) достижения целей плана.

VI. Определение объемов ресурсов для достижения различных вариантов плана.

VII. Оценка альтернатив и выбор стратегии достижения целей плана.

VIII. Разработка программы мероприятий плана, т.е. оформление собственно плана, как документа.

IХ. Определение стратегии реализации плановых решений.

Х. Контроль за реализацией плана.

 

3. Система планов является результатом процесса планирования.

Процесс планирования сложен и многообразен, этим и определяется комплексный характер системы планов.

1. По назначению планы бывают стратегическими и тактическими.

II. По функциональному признаку:

- производственные;

- финансовые;

- планы сбыта и др.

Ш. В зависимости от уровня иерархии в системе НЭ:

- НЭ в целом;

- субъектов федерации;

- хозяйствующих субъектов и их ассоциаций.

Помимо планов, результатами процесса планирования выступают программы и проекты.

Программы обычно определяют развитие одного из важнейших аспектов развития социально-экономической системы и направлены на решение какой-либо проблемы.

Проекты отличаются от программ тем, что ориентируясь на определенный аспект развития системы, они имеют установленную стоимость, график выполнения, т.е. отличаются более высоким уровнем конкретной проработки. В форме проекта обычно составляются бизнес-планы.

 

Стратегический план - это научное предопределение состояния объекта управления в определенный период времени в соответствии с определенной стратегией развития.

Не существует типовой структуры стратегического плана, однако общими являются следующие структурные элементы:

- генеральная стратегическая цель;

- цели;

- долгосрочные задачи;

- базовые стратегии и стратегические альтернативы;

- наиболее значимые программы и проекты;

- ресурсное обеспечение;

- резервные стратегии или системы быстрого реагирования.

 

4. Показатель- это количественная или качественная мера цели, задачи или задания содержащегося в плане.

В зависимости от связи с объектами стратегического планирования и содержанием меры, показатели м.б. классифицированы на:

- конечные и промежуточные;

- натуральные и стоимостные;

- количественные (объемные и сетевые) и качественные;

- абсолютные и относительные;

- утверждаемые, расчетные и информационные (справочные).

Привести примеры !

5. Под методом планирования понимают конкретный способ или прием, с помощью которого решается какая-либо проблема планирования, рассчитываются числовые значения и выполняется обоснование показателей планов, программ, проектов.

 

Используют следующие методы:

1. Общенаучные методы:

- диалектический;

- аналитический;

- статистический.

2. Конкретные (специфические) методы планирования:

- нормативный;

- балансовый;

- программно-целевой;

- группа ЭММ;

- методы стратегического анализа (например, СВОТ-анализа).

Более подробно самостоятельно рассмотреть суть балансового и нормативного методов планирования !

Целевая комплексная программа (ЦКП) - это адресный различной степени директивности документ, представляющий собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам комплекс социально-экономических, производственных, научно-исследовательских и организационно-хозяйственных мероприятий и заданий, направленных на реализацию наиболее эффективными путями поставленных целей.

Содержание ЦКП.

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом.

2. Цели и задачи программы.

3. Основные направления решения поставленных задач.

4. Объемы и источники финансирования программы.

5. Механизм реализации программы.

6. Оценка эффективности программы.

7. Организация управления программой и контроль за ходом ее выполнения.

8. Гос. заказчик и директор программы.

9. Основные разработчики программы.

10. Сроки реализации программы.

Все эти данные содержатся в Паспорте, который должна иметь каждая программа.

Примеры ЦКП:

а) “Дети России”, “Дети Самарской области”, “Дети Самары” - различные уровни программы (федеральный, субъекта федерации, местный - городской);

в) «Социально-экологическая реабилитация г.Чапаевска Самарской области»;

с) «Электронная Россия».