К концу года дети могут
• Группировать предметы по цвету, форме, величине.
• Составлять группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы.
• Находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов.
• Сравнивать два контрастных по величине предмета, используя приемы наложения, приложения их друг к другу; показывать, какой из предметов длинный — короткий, широкий — узкий, высокий — низкий.
• Различать круг и квадрат, предметы, имеющие углы и круглую форму.
• Понимать слова: впереди — сзади, вверху — внизу, слева — справа, на, над —под, верхняя — нижняя (полоска).
I [равственное воспитание
Обеспечивать условия для нравственного воспитания детей. Создавать игровые ситуации, способствующие формированию доброты, доброжелательности, дружелюбия. Приучать детей общаться спокойно, без крика.
Продолжать формировать образ Я. Помогать детям осознавать себя. Сообщать детям разнообразные сведения, касающиеся непосредственно их (ты девочка, у тебя серые глаза, ты любишь прыгать и т. п.), в том числе сведения о прошлом (не умел ходить, говорить, ел из бутылочки) и о происшедших с ними изменениях (умеешь рисовать, танцевать). Формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.
Приучать детей к вежливости: здороваться, прощаться, благодарить за помощь.
Учить жить дружно, помогать друг другу, вместе пользоваться игрушками, книгами.
Приучать соблюдать элементарные правила поведения в раздевальной, умывальной комнатах, в спальной и столовой.
Трудовое воспитание
Воспитывать у детей желание принимать посильное участие в трудовой деятельности.
Самообслуживание
Продолжать учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды и т.п.).
Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.