ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Социальная профилактика – (предупреждение, превенция) это совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении детей и подростков.

Под профилактикой в социальной педагогике понимаются, прежде всего, научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на:

- предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных обстоятельств у отдельного ребенка или несовершеннолетних, входящих в группу социального риска;

- сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья ребенка;

- содействие ребенку в достижении социально значимых целей и раскрытие его внутреннего потенциала.

Так как социальные отклонения могут быть вызваны разными причинами и обстоятельствами, следует выделить несколько типов профилактических мероприятий:

- нейтрализующие;

- компенсирующие;

- предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих социальным отклонениям;

- контролирующие проводимую профилактическую работу.

Эффективность профилактических мероприятий может быть обеспечена только при условии обязательного включения следующих составляющих:

- направленности на искоренение источников дискомфорта, как на самом ребенке, так и в социальной и природной среде;

- обучение ребенка новым навыкам, которые помогают достичь поставленных целей или сохранить здоровье;

- решение еще не возникших проблем, предупреждение их возникновения.

Выделяют три уровня социальной профилактики.

1. Общесоциальный уровень (общая профилактика) предусматривает деятельность государства, общества, их институтов, направленную на разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни, в нравственно-духовной сфере. Она осуществляется различными органами государственной власти и управления, общественными формированиями, для которых функция предупреждения преступности не является главной или профессиональной.

2. Специальный уровень (социально-педагогическая профилактика) состоит в целенаправленном воздействии на негативные факторы, связанные с отдельными видами отклонений осуществляется в процессе деятельности соответствующих субъектов, для которых профилактическая функция является профессиональной.

3. Индивидуальный уровень (индивидуальная профилактика) представляет собой профилактическую деятельность в отношении конкретных лиц, поведение которых имеет черты отклонения или проблемности.

В зависимости от стадии развития проблемы профилактика бывает: ранняя профилактика и непосредственная профилактика. В социальной профилактике в той или иной степени нуждается все население и, прежде всего люди, входящие в «группы риска». Однако подходы к этим категориям людей различны, как различны программы социально-профилактической работы в случаях конкретных проблем и ситуаций риска.

 

2. В концептуальном плане в профилактических технологиях выделяется, прежде всего, информационный подход. Он основывается на том, что отклонения в поведении подростков от социальных норм происходят потому, что несовершеннолетние их просто не знают. А следовательно, основным направлением работы должно стать информирование несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и обществом к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм. Эта работа осуществляется через СМИ (печать, радио, телевидение), кино, театр, художественную литературу, а также через систему социального обучения с целью формирования правосознания подростка, повышения его образованности, усвоения им морально-нравственных норм поведения в обществе.

Социально-профилактический подход в качестве основной цели рассматривает выявление, устранение и нейтрализацию причин и условий, вызывающих различного рода негативные явления. Сущностью этого подхода является система социально-экономических, общественно-политических, организационных, правовых и воспитательных мероприятий, которые проводятся государством, обществом, конкретным социально-педагогическим учреждением, социальным педагогом для устранения или минимизации причин девиантного поведения. В этой связи социальным педагогом должна проводиться активная профилактическая и разъяснительная работа о тяжелых социальных и психоневрологических последствиях употребления наркотиков, алкоголя, противоправном поведении и т.д.

Среди основных направлений профилактики девиантного поведения, особое место, занимает медико-биологический подход. Его сущность состоит в предупреждении возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера по отношению к лицам, страдающим различными психическими аномалиями, то есть патологией на биологическом уровне. Важно, чтобы социальный педагог вовремя распознал у подростка различные патологические нарушения психики, которые могут привести его к совершению необдуманных поступков, а такой ребенок был своевременно обследован психиатром.

Социально-педагогический подходзаключается в восстановлении или коррекции качеств личности подростка с девиантным поведением, особенно его нравственных и волевых качеств личности. Безвольный человек напоминает флюгер, поворачивающихся в сторону направления ветра. Такой человек легко идет на нарушения общественных норм, становится послушным исполнителем чужой воли, чужих нравственных представлений и оценок, руководствуясь которыми он совершает противоправные и аморальные действия.

Основными направлениями профилактики дезадаптивного поведения являются:

1. Ранняя диагностика детей «группы риска». По мнению российского ученого Н.А. Рычковой, в общеобразовательном учреждении чаще всего встречаются следующие группы детей с повышенным риском дезадаптивных форм нарушения поведения (дети, воспитывающиеся в семьях с разными уровнями социальной дезадаптации; дети с высокой наследственной отягощенностью психическими и психосоматическими заболеваниями; гиперактивные дети; дети, находящиеся под гиперопекой со стороны родителей и воспитателей).

2. Консультативно-разъяснительная работа с родителями, педагогами.

3. Активизация воспитательных усилий среды, работа с контактными группами подростка, в том числе с семьей.

4. Организация коррекционно-реабилитационной работы в зависимости от уровня дезадаптации, привлечение необходимых специалистов, специализированных учреждений, центров, служб.

5. Разработка и реализация целевых программ и технологий, направленных на профилактику и коррекцию нарушений поведения.