Образцы коммуникационных сетей

Коммуникация и координация

 

В соответствии со структурой, отношениями и культурной средой образуются и коммуникации-связи в организации:

 

· рабочие горизонтальные (на одном уровне иерархии)

· рабочие вертикальные (с одного уровня иерархии на другой)

· линейные(реализующие отношения “начальник-подчиненные”)

· функциональные (штабные),несущие совещательные или рекомендательные функции

· косвенные (например, инспектор отдела кадров-начальник цеха или главный бухгалтер-начальник цеха; эти связи часто

имеют место через “голову руководителя организации”, вредят делу и не подкрепляются полномочиями)

· формальные (связи координации, подкрепляемые принятыми в организации полномочиями, правилами, нормами и процедурами)

· неформальные (на основе личных взаимотношений, дружбы, родственных связей и т.д.)

 

Часто в организации устанавливаются правила взаимодействий ее членов, например:

 

Группа из 3 человек (или трех подразделений)

 

 
 

 

 


Группа из 4 человек (или 4 подразделений)

 

 
 

 


 

Группа из 5 человек (или 5 подразделений)

 
 

 


 

Эти сети могут реализовываться на базе ЭВМ.

 

Большое место в организации занимают и коммуникационные стили общения индивидов.

 

 
 

 

 


Для менеджера очень важно знать в какой зоне он и его собеседник находятся и регулировать свое поведение в зависимости от ситуации.

 

Очень важна и невербальная коммуникация. Она характеризуется:

 

· движениями и пластикой тела (жесты, мимика, позы и т.д.)

· личными физическими данными (строение тела, вес, рост, цвет волос, глаз, запах тела, мускулатура)

· речь (дикция, тембр, мощность ударения и др.)

· манерой поведения

· внешней средой (дизайн помещения, мебель, чистота, опрятность, освещенность, шум)

· организационной культурой (опоздания, ранний приход, склонность заставлять себя ждать и т.д.)