Общие этапы процедуры закрытия счетов при составлении промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности

Этапы подготовительной работы, предшествующие составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности организации

Составлению бухгалтерской отчетности предшествует значительная подготовительная работа, ее объем гораздо выше объема работы, проводимой перед формированием промежуточной отчетности. Так, промежуточный (квартальный) баланс составляется обычно по книжным данным.

Общие этапы процедуры закрытия счетов при составлении промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности представлены в таблице 4 (слайд 4).

Таблица 4

Этап 1. Списание себестоимости работ (услуг) со счета 23 «Вспомогательные производства».
Этап 2. Закрытие счетов 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы».
Этап 3. Списание себестоимости готовой продукции.
Этап 4. Определение финансового результата от продаж на счете 90 «Продажи».
Этап 5. Формирование сальдо прочих доходов и расходов на счете 91 «Прочие доходы и расходы».
Этап 6. Определение остатка на счете 99 «Прибыли и убытки».

 

Формированию годового бухгалтерского баланса обязательно предшествуют следующие основные этапы подготовительной работы:

1) уточняется распределение доходов и расходов между смежными отчетными периодами;

2) проводится переоценка (уточнение оценки) имущественных статей баланса: движимого и недвижимого имущества, материалов, товаров, ценных бумаг, долгов (обязательств) и т.п.; заключительными записями декабря образуются оценочные резервы, предусмотренные в учетной политике организации или действующим законодательством;

3) выявляется окончательный финансовый результат путем суммирования всех частных результатов, закрывается счет 99;

4) составляется оборотная ведомость по счетам Главной книги, охватывающая все исправительные, корректирующие и дополнительные записи, вызванные описанными выше действиями;

5) в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» обязательно проводится инвентаризация всех статей баланса, после чего остатки по счетам Главной книги корректируются по результатам инвентаризации.

Инвентаризации подлежат все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств. В ходе инвентаризации выявляется фактическое наличие имущества, которое сопоставляется с данными бухгалтерского учета, а также проверяется полнота отражения в учете обязательств.

Порядок и сроки проведения инвентаризации определяет руководитель организации, за исключением случаев, когда ее проведение обязательно. Помимо вышеназванного случая (перед составлением годового бухгалтерского отчета) проведение инвентаризации обязательно:

1) при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

2) при смене материально ответственных лиц;

3) при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

4) в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

5) при реорганизации или ликвидации организации;

6) в других случаях, прописанных в законодательстве Российской Федерации.

Инвентаризацию проводят с той периодичностью, которая указана в учетной политике организации (ежемесячно, раз в квартал), но в любом случае перед составлением годового баланса ее проведение необходимо.

Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности инвентаризацию незавершенного производства и полуфабрикатов собственного производства, готовой продукции и товаров на складах, материалов обычно проводят не ранее 1 октября, капитальных вложений - не ранее 1 декабря, основных средств - не ранее 1 ноября. При этом инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года (библиотечных фондов - один раз в пять лет) (п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н; (далее - Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности)). Денежные средства, денежные документы, бланки строгой отчетности должны подвергаться внезапной проверке не реже одного раза в месяц. Расчеты с банками по расчетным, специальным и прочим счетам проверяются на 1-е число каждого месяца, расчеты с дебиторами и кредиторами - обычно не реже двух раз в год.

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах в следующем порядке:

Дебет 10 «Материалы» (41 «Товары», 50 «Касса»...) Кредит 91, субсчет 1 «Прочие доходы», - излишек имущества приходуется (по рыночной цене на дату проведения инвентаризации), и соответствующая сумма учитывается в составе прочих доходов;

Дебет 20 «Основное производство» (44 «Расходы на продажу»...) Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» - недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на затраты производства.

Недостача имущества и его порча сверх норм естественной прибыли относится на виновных лиц:

Дебет 94 Кредит 01 «Основные средства» (10, 41...) - отражена недостача основных средств (по остаточной стоимости), материалов, товаров;

Дебет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба», Кредит 94 - недостача сверх норм естественной убыли отнесена за счет виновного лица;

Дебет 73, субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» Кредит 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей», - отражена разница между балансовой стоимостью недостающих ценностей и суммой, подлежащей взысканию с виновного лица;

Дебет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (50) Кредит 73, субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба», - удержана из заработной платы работника (поступила в кассу) сумма материального ущерба;

Дебет 98, субсчет 4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей», Кредит 91, субсчет 1 «Прочие доходы», - соответствующая доля доходов будущих периодов учтена в составе прочих доходов;

Дебет 91, субсчет 2 «Прочие расходы», Кредит 94 - если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются, т.е. учитываются в составе прочих расходов.