Нормы литературного произношения
Региональный уровень.
Министерство здравоохранения Республики Коми в целях реализации государственной политики в области защиты жизни и здоровья населения, совершенствования медико - санитарного обеспечения граждан при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций во исполнение Приказа МЗ РК N 1/5 от 11.01.01 “О службе медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации” Приказом от 27 июля 2001 г. N 7/184 создало и утвердило положения о службе Медицины Катастроф.
А. На территориальном уровне Служба представлена:
- Республиканским Центром медицины катастроф Республики Коми, который . входит в состав Коми республиканской больницы. Основными его подразделениями являются: администрация, оперативно - диспетчерский отдел, организационно - методический отдел, бригады специализированной медицинской помощи, отделение экстренной и планово - консультативной медицинской помощи населению (санавиация), отдел медицинского снабжения, отдел материально - технического обеспечения;
- Республиканскими лечебно-профилактическими учреждения (возложены обязанностями для ликвидации медико - санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и оказания экстренной и планово - консультативной медицинской помощи населению);
Б. На местном уровне Служба представлена:
- Штабами МСГО и ЧС местного уровня (где они создаются) или станциями (подстанциями) скорой медицинской помощи, выполняющими функции органа управления службы медицины катастроф с входящими в них формированиями.
- Лечебно - профилактическими учреждениями, предназначенными в соответствии с возложенными на них обязанностями для ликвидации медико - санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.
В. На объектовом уровне Служба представлена:
- медико - санитарными частями;
- медицинскими нештатными формированиями.
- нештатными формированиями Службы, создающиеся на базе лечебно - профилактических учреждений Республики Коми.
Основными из них на территориальном, местном и объектовом уровнях являются:
- бригады скорой медицинской помощи (врачебные, фельдшерские);
- специализированные бригады скорой медицинской помощи (интенсивной терапии);
- нештатные бригады специализированной медицинской помощи;
- бригады первой врачебной помощи (врачебно - сестринские бригады);
- бригады доврачебной помощи;
- санитарные посты.
Вопросы правильного литературного произношения изучает особая лингвистическая дисциплина – орфоэпия (от греческого orthos – правильный и epos – речь). Владение нормами литературного произношения, умение выразительно и правильно оформить звучащую речь постепенно осознается многими как насущная общественная необходимость.
Исторически развитие и формирование правил русской орфоэпии сложилось так, что в основу литературного произношения положено московское произношение, на которое впоследствии «наслоились» некоторые варианты петербургского произношения.
Отступление от норм и рекомендаций русского литературного произношения расценивается как признак недостаточной речевой и общей культуры, что снижает авторитет выступающего, распыляет внимание слушателей. От правильного, адекватного восприятия публичного выступления отвлекают областные особенности произношения, неверно поставленное ударение, «сниженная» разговорно-бытовая интонация, непродуманное паузирование.
Ошибочное произношение через радио и телевидение «тиражируется» на огромную аудиторию, вольно или невольно усваивается и закрепляется, размывая тем самым необходимое для каждого культурного человека представление о правильности и чистоте речи. Кроме того, наблюдаются определенные негативные социально-психологические последствия ненормативного произношения, которое имеет тенденцию распространяться (особенно в условиях круглосуточного вещания). Поскольку в основной массе слушатель прежде всего обращает внимание на содержательную сторону информации, то звуковая сторона речи им не контролируется, а фиксируется на подсознательном уровне. В этих случаях все, что противоречит сложившейся традиции оформления русской звучащей речи: нарушение интонационного рисунка фразы и текста в целом, неоправданное логическое ударение, не соответствующие естественному «течению» речи паузы, вызывает у слушателя интуитивное чувство протеста, создают ощущение беспокойства, психологического дискомфорта.
Работа над собственным произношением, над повышением произносительной культуры требует от человека определенных знаний в области орфоэпии. Поскольку произношение в значительной мере является автоматизированной стороной речи, то сам себя человек «слышит» хуже, чем других, контролирует свое произношение недостаточно или вообще не контролирует, некритичен в оценке собственного произношения, болезненно воспринимает замечания в этой области. Правила и рекомендации по орфоэпии, отраженные в пособиях, словарях и справочниках, представляются ему излишне категоричными, отличающимися от привычной речевой практики, а распространенные орфоэпические ошибки, наоборот, – весьма безобидными.
Поэтому для успешного овладения орфоэпической нормой или углубления познаний в русском литературном произношении, необходимо:
Ø усвоить основные правила русского литературного произношения;
Ø научиться слушать свою речь и речь окружающих;
Ø слушать и изучать образцовое литературное произношение, которым владеют дикторы радио и телевидения, мастера художественного слова;
Ø осознанно сопоставлять свое произношение с образцовым, анализировать свои ошибки и недочеты;
Ø исправлять их путем постоянной речевой тренировки при подготовке к публичным выступлениям.
Изучение правил и рекомендаций литературного произношения должно начинаться с разграничения и осознания двух основных стилей произношения: полного, рекомендуемого для публичных выступлений, и неполного (разговорно-просторечного), который является распространенным в обиходно-бытовом общении. Полный стиль характеризуется в первую очередь соблюдением основных требований орфоэпической нормы, ясностью и отчетливостью произношения, верной расстановкой словесного и логического ударения, умеренным темпом, правильным паузированием, нейтральным интонационным рисунком фразы и речи в целом. При неполном стиле произношениянаблюдается чрезмерное сокращение гласных, выпадение согласных, нечеткость произнесения отдельных звуков и сочетаний, излишнее акцентирование слов (в том числе служебных), сбивчивый темп речи, нежелательные паузы. Если в бытовой речи эти особенности произношения являются допустимыми, то в публичном выступлении их необходимо избегать.