Нормы литературного произношения

Региональный уровень.

Министерство здравоохранения Республики Коми в целях реализации государственной политики в области защиты жизни и здоровья населения, совершенствования медико - санитарного обеспечения граждан при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций во исполнение Приказа МЗ РК N 1/5 от 11.01.01 “О службе медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации” Приказом от 27 июля 2001 г. N 7/184 создало и утвердило положения о службе Медицины Катастроф.

А. На территориальном уровне Служба представлена:

- Республиканским Центром медицины катастроф Республики Коми, который . входит в состав Коми республиканской больницы. Основными его подразделениями являются: администрация, оперативно - диспетчерский отдел, организационно - методический отдел, бригады специализированной медицинской помощи, отделение экстренной и планово - консультативной медицинской помощи населению (санавиация), отдел медицинского снабжения, отдел материально - технического обеспечения;

- Республиканскими лечебно-профилактическими учреждения (возложены обязанностями для ликвидации медико - санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и оказания экстренной и планово - консультативной медицинской помощи населению);

Б. На местном уровне Служба представлена:

- Штабами МСГО и ЧС местного уровня (где они создаются) или станциями (подстанциями) скорой медицинской помощи, выполняющими функции органа управления службы медицины катастроф с входящими в них формированиями.

- Лечебно - профилактическими учреждениями, предназначенными в соответствии с возложенными на них обязанностями для ликвидации медико - санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.

В. На объектовом уровне Служба представлена:

- медико - санитарными частями;

- медицинскими нештатными формированиями.

- нештатными формированиями Службы, создающиеся на базе лечебно - профилактических учреждений Республики Коми.

Основными из них на территориальном, местном и объектовом уровнях являются:

- бригады скорой медицинской помощи (врачебные, фельдшерские);

- специализированные бригады скорой медицинской помощи (интенсивной терапии);

- нештатные бригады специализированной медицинской помощи;

- бригады первой врачебной помощи (врачебно - сестринские бригады);

- бригады доврачебной помощи;

- санитарные посты.

 

Вопросы правильного литературного произношения изучает особая лингвистическая дисциплина – орфоэпия (от греческого orthos – правильный и epos – речь). Владение нормами литературного произношения, умение выразительно и правильно оформить звучащую речь постепенно осознается многими как насущная общественная необходимость.

Исторически развитие и формирование правил русской орфоэпии сложилось так, что в основу литературного произношения положено московское произношение, на которое впоследствии «наслоились» некоторые варианты петербургского произношения.

Отступление от норм и рекомендаций русского литературного произношения расценивается как признак недостаточной речевой и общей культуры, что снижает авторитет выступающего, распыляет внимание слушателей. От правильного, адекватного восприятия публичного выступления отвлекают областные особенности произношения, неверно поставленное ударение, «сниженная» разговорно-бытовая интонация, непродуманное паузирование.

Ошибочное произношение через радио и телевидение «тиражируется» на огромную аудиторию, вольно или невольно усваивается и закрепляется, размывая тем самым необходимое для каждого культурного человека представление о правильности и чистоте речи. Кроме того, наблюдаются определенные негативные социально-психологические последствия ненормативного произношения, которое имеет тенденцию распространяться (особенно в условиях круглосуточного вещания). Поскольку в основной массе слушатель прежде всего обращает внимание на содержательную сторону информации, то звуковая сторона речи им не контролируется, а фиксируется на подсознательном уровне. В этих случаях все, что противоречит сложившейся традиции оформления русской звучащей речи: нарушение интонационного рисунка фразы и текста в целом, неоправданное логическое ударение, не соответствующие естественному «течению» речи паузы, вызывает у слушателя интуитивное чувство протеста, создают ощущение беспокойства, психологического дискомфорта.

Работа над собственным произношением, над повышением произносительной культуры требует от человека определенных знаний в области орфоэпии. Поскольку произношение в значительной мере является автоматизированной стороной речи, то сам себя человек «слышит» хуже, чем других, контролирует свое произношение недостаточно или вообще не контролирует, некритичен в оценке собственного произношения, болезненно воспринимает замечания в этой области. Правила и рекомендации по орфоэпии, отраженные в пособиях, словарях и справочниках, представляются ему излишне категоричными, отличающимися от привычной речевой практики, а распространенные орфоэпические ошибки, наоборот, – весьма безобидными.

Поэтому для успешного овладения орфоэпической нормой или углубления познаний в русском литературном произношении, необходимо:

Ø усвоить основные правила русского литературного произношения;

Ø научиться слушать свою речь и речь окружающих;

Ø слушать и изучать образцовое литературное произношение, которым владеют дикторы радио и телевидения, мастера художественного слова;

Ø осознанно сопоставлять свое произношение с образцовым, анализировать свои ошибки и недочеты;

Ø исправлять их путем постоянной речевой тренировки при подготовке к публичным выступлениям.

Изучение правил и рекомендаций литературного произношения должно начинаться с разграничения и осознания двух основных стилей произношения: полного, рекомендуемого для публичных выступлений, и неполного (разговорно-просторечного), который является распространенным в обиходно-бытовом общении. Полный стиль характеризуется в первую очередь соблюдением основных требований орфоэпической нормы, ясностью и отчетливостью произношения, верной расстановкой словесного и логического ударения, умеренным темпом, правильным паузированием, нейтральным интонационным рисунком фразы и речи в целом. При неполном стиле произношениянаблюдается чрезмерное сокращение гласных, выпадение согласных, нечеткость произнесения отдельных звуков и сочетаний, излишнее акцентирование слов (в том числе служебных), сбивчивый темп речи, нежелательные паузы. Если в бытовой речи эти особенности произношения являются допустимыми, то в публичном выступлении их необходимо избегать.