Учебный вопрос 2. Что такое управление проектами?
Основные документы – с чем приходится работать?
1. Устав – цели и результаты проекта;
2. ТЭО (анализ эффективности);
3. Предположения, например о доступности ресурса;
4. Ограничения – например, сезонность работ;
5. Описание содержание (характеристики целей, описания результатов и особых требований к продукции);
6. План взаимодействия – кто кому и о чем пишет (подписки);
7. Структурная декомпозиция работ (чем мельче, тем проще контролировать и управлять;
8. Матрица функций и ответственности (например, таблица Отделы + задачи);
9. Ресурсный план (материальные и трудовые ресурсы);
10. План работы с поставщиками/подрядчиками (ресурсы и услуги, приобретаемые у подрядчиков);
11. План управления рисками (планирование рисков и реагирование на события);
12. План качества (обеспечение и измерение качества);
13. График проекта (взаимосвязь работ, сроков);
14. Бюджет проекта (з/п, МТР…);
15. Отчеты, проектная документация, эксплуатационная документация, договоры, договор с приложениями, акты технические, акты финансовые, протоколы разногласий, приемо-сдаточные документы.
Управление проектами – приложение знаний, опыта, ресурсов и практических подходов к работам проекта для удовлетворения требований, предъявляемых к проекту. Управление проектами выполняется с помощью применения и интеграции процессов управления проектами: инициации, планирования, исполнения, мониторинга и управления, завершения. Объекты управления распределены по 9 областям знаний. Чем мы управляем в проекте? – качеством, временем, затратами. Менеджер проекта – это лицо, ответственное за достижение целей проекта. Переход от незаменимости к надежности (РП должен гарантировать, что проект будет выполнен). Главное – учиться работать с людьми (техника выполняет предписанное, люди – не всегда). Искусство управления не поддерживается точными науками и точными измерениями. «Мягкие» навыки управления сложнее, чем жесткие навыки инженерии, потому что мы не работаем в ваттах и миллиметрах – необходимо самим ставить цели и находить пути измерения результата (ЧТОБЫ УПРАВЛЯТЬ, НАДО УМЕТЬ ИЗМЕРЯТЬ ТО, ЧЕМ УПРАВЛЯЕШЬ). Лидер умеет вдохновлять коллектив и заставить работать в критической ситуации.
Стандарты. Стандарт по управлению проектами ANSI PMI PMBOK; Институт по Управлению Проектами — англ. Project Management Institute совместно с Институтом разработки программного обеспечения разработали Capability Maturity Model — модель зрелости возможностей создания ПО: эволюционная модель развития способности компании разрабатывать программное обеспечение. Международная организация по стандартизации ISO предлагает ISO 9000 – ISO 10000 – серия стандартов качества.