Экзаменационный билет № 13

Дизайн как коммуникация. Объект проектирования как семиотический феномен. Вещь как сообщение.

Коммуникационный дизайн – функциональная сфера дизайна, направленная на передачу сообщения, посредством визуальных объектов. С психологической точки зрения, коммуникационный дизайн – метод сознательного формирования образов в разуме, который приводит к возникновению положительных или отрицательных чувств.

Коммуникационный дизайн —дисциплина, возникшая на грани между распространением информации и оформительством. Краеугольные вопросы теории и практики: как люди воспринимают способ передачи информации; как составить, напечатать или произнести эффективное сообщение; что лучше подходит в том или ином случае: электронные, печатные СМИ, наружная реклама. Прикладная область коммуникационного дизайна распространяется не только на эстетическую сторону составления сообщений, но также на установление новых каналов коммуникации. Коммуникационные дизайнеры ищут способ привлечь аудиторию, вдохновить ее, создать спрос, мотивировать людей отвечать на сообщения. Все это может служить цели повышения продаж, увеличения узнаваемости бренда, вывода нового продукта на рынок и другим маркетинговым целям в разных сочетаниях. В этом процессе необходимо стратегическое мышление, использующее результаты маркетинговых исследований, творческие идеи и умение принимать решения.

Мало сказать о существовании связи между дизайном и семиотикой, ведь она является прямой и непосредственной. Сама по себе семиотика является отраслью знаний о знаках, знаковых системах и их интерпретации. Она изучает знаковые системы во всех их проявлениях, а главное помогает осуществлять знаковый процесс (семиозис), то есть передачу сообщений от одного лица к другому, от отправителя к адресату, выбор правильного кода и среды, означаемого и означающего, чтобы созданное сообщение было понятно получателю и принято им. Дизайн в свою очередь также основан и работает на знаках, создавая продукт, основанный на них и направленный на потребителя, который и должен произвести анализ и интерпретацию заложенных знаков. Дизайн есть яркая иллюстрация причудливого мира семиотики. Вся структура дизайна – это система знаков, образов и их значений. Поэтому говоря о дизайне, неразрывно вплетается понятие семиотики. Дизайнер выступает в качестве адресата, который создаёт некое послание, в виде продукции, будь то картина, рекламный плакат или кресло в стиле модерн – всё будет содержать в себе огромное количество скрытых или явных кодов, знаков и нести какую-то смысловую нагрузку. Вот тут то и необходимо знание семиотики, всех её тонкостей и нюансов, а именно, чтобы правильно, и главное грамотно создать «сообщение», направить адресата на путь его интерпретации, чтобы послание получил именно тот, кому оно и было отправлено. Особенно эти знания необходимы тем дизайнерам, кто посвятил себя коммуникативному дизайну, рекламе, ведь здесь послание, зашифрованное дизайнером, должно быть легко в понимании и нести определённую информацию логически и грамотно поданную теми или иными знаками. В качестве примера - рекламные плакатоы. Итак, с одной стороны, в роли продукта дизайна выступает и анализируется вся вещь, но ведь вся вещь является продуктом суммарной производственной деятельности и как таковая оценивается и реализуется на рынке. Значит, продуктом дизайна полагаются определенные свойства вещи, привносимые дизайнером в ее создание, - определение этих свойств через вещь оказывается неразрешимой проблемой: слишком различны вещи, несущие свойства, привнесенные дизайном, каковы бы они ни были.