ТЕСТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ

ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Основой комплексного проектирования системы проектирования системы управления является:

( 1 тип, П)

a) экспериментирование системы управления;

b) моделирование;

c) комплексное исследование;

d) наличие информации.

(ответ: с).

2. Назовите задачи, не решаемые в процессе комплексного проектирования системы управления: (1 тип, ПС)

a) изучение тенденций развития организации;

b) корректировка структуры управления;

c) формулировка миссии;

d) определение направлений исследования;

e) составление перечня решений.

(ответ: а + д).

3. Комплексное проектирование начинается с определения: (1 тип, С)

a) выбора миссии;

b) формулирования большого количества задач;

c) привлечения экспертов;

d) совокупности действий персонала, направленных на достижение целей.

(ответ: а).

4. В процессе проектирования системы управления применяется вычислительная техника: (1 тип, С)

a) да

b) нет

(ответ: а).

5. Инновации – это: (1 тип, ПС)

a) боязнь риска; уход от нововведений; поиск новшеств (ответ: с).

6. При проектировании системы управления инновации направляются на:

(1 тип, С)

a) совершенствование структуры управления;

b) повышение ответственности руководителей;

c) привлечение организационных технологий;

d) улучшение методов управления.

(ответ: а + с + д).

1.Возможно ли образование замкнутого контура при построении ’’дерева целей”: (1тип, ПС).

a) да

b) нет

(ответ: б).

2. ’’ Дерево целей’’ относится к следующему виду графиков: (1 тип, ПС).

a) сетевой график;

b) диаграмма;

c) древовидный граф;

d) циклограмма.

(ответ: с).

3. ’’ Дерево целей ’’ – это: (1тип, ПС)

a) распределение целей по подразделениям организации;

b) распределение целей по уровням управления;

c) делегирование целей;

d) взаимодействие целей организации.

(ответ: б).

4. Методы проектирования систем управления: (1 тип, ПС)

a) средства оптимизации проектирования;

b) способы проведения проектирования;

c) средства оптимизации проектирования;

d) основные этапы проектирования (ответ: б).

5. Установите взаимосвязь между исследованием и проектированием системы управления: (1 тип, П)

a) проектирование предшествует исследованию;

b) проектирование осуществляется параллельно исследованию;

c) исследование предшествует проектированию;

d) исследование и проектирование никак не связаны между собой.

(ответ: с).

6. Инновационная стратегия проектирования системы управления – это:

(1 тип, ПС)

a) общий, всесторонний план достижения целей;

b) целенаправленный план внедрения инноваций;

c) способ использования средств и ресурсов, направленных на достижение поставленной цели;

d) генеральная программа действий для достижения главной цели.

(ответ: б).

 

Тема 10. Проектирование целей и функций управления.

Одним из важнейших и обязательных этапов процесса проектирования системы управления является проектирование целей организации, которое включает в себя 5 этапов (см. схему на с. 103).

 
 

 


Схема. Исследование и проектирование целей организации

 

Этап 1. Исследуется общая цель организации как системы управления, которая определяется предназначением организации.

Этап 2. Формирование качественных и количественных целей организации. Формулировка целей должна быть предельно четкой и указываться в повелительном наклонении.

Примеры качественных целей:

- обеспечить охрану окружающей среды в регионе;

- повысить уровень образования сотрудников в фирмы;

- обеспечить занятость в странах, где фирма ведет торговлю и т.д.

Количественные цели должны указываться в цифровом измерении.

Примеры количественных целей:

- увеличить объем продаж в 1,5 раза;

- снизить себестоимость продукции на 10%;

- повысить доходы на 500 тыс. руб. и т.д.

Количественные цели определяют выбор методов управления организацией, а также возможности применения компьютерной техники в управлении.

Количественные характеристики целей фиксируются в стратегических и

годовых планах организации. Количественные цели ориентируют организацию на достижение определенных показателей.

Этап 3. Ранжирование целей организации. Необходимость ранжирования целей вытекает из глобальных целей функционирования организации, которые определяются вышестоящей организацией, постановлениями, положением об организации.

Так как все организации – многоуровневые, то ранжирование целей должно осуществляться на всех уровнях управления организацией.

Проблема ранжирование целей очень важна для проектирования организационных систем управления по следующим основным причинам:

1) все реальные организации являются многоцелевыми системами;

2) период действия целей организации различен. Поэтому проектировать систему управления организацией следует исходя из целей, период действия которых сопоставим с периодом проектирования;

3) проектирование системы управления под все цели слишком трудоемко. Поэтому число целей должно быть по возможности ограниченным.

Проблема ранжирования целей часто осуществляются с помощью метода экспертных оценок.

К экспертам предъявляются следующие требования:

1) компетентность – степень квалификации эксперта в определенной области знания (это – основное требование);

2) креативность – способность решать творческие задачи (в том числе его активность или пассивность, желание участвовать в экспертизе);

3) самокритичность - самооценка своей компетенции.

 

Другими важными характеристиками эксперта являются: аналитичность, широта мышления, свойство коллективизма.

Применение метода экспертныхоценок проводится в два этапа:

На первом подготовительном этапе формируются экспертные группы на всех (с учетом вышеназванных требований к экспертам) и подготавливается вся документация, необходимая для проведения экспертизы целей.

На втором организационном этапе осуществляется обработка результатов экспертизы. Процесс обсуждения выбранных целей по каждому уровню управления происходит до тех пор, пока не совпадут мнения большинства экспертов.