Введение. Основные понятия.

ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ. (Конспект лекций)

Список литературы

Базовый учебник

1.Малин А.С.,Мухин В.И. Исследование систем управления Учебник.М.:Из-вл ГУ ВШЭ,2005.400с

Основная

 

5. Ред. Коротков Э.М..Исследование систем управления Учеб.пос. М. ИНФРА-М 2003-176 с.

6. Коротков Э.М.. Исследование систем управления Учеб.Изд. 2-е доп. и перераб. М. Издательско-консалтинговое Предприятие «ДеКА» 2003-336 с.

7. Кафидов В.В. Исследование систем управления.Учеб.пос.М.:Академпроект,2005.-160с.

8. Малин А.С.,Мухин В.И. Исследование систем управления Учебник.М.: Из-во ГУ ВШЭ,2005.400с.

 

Дополнительная

 

1. Гордиенкель В.Я. Экономика предприятия. М.: ЮНИТИ, 2004.

2. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. М.: Изд-во Московского университета, 2003.

3. Дзарасов С.С. Каждому об управлении. М.: 1998.

4. Игнатьева А.В. Максимцев М.М. Исследование систем управления Учеб.пос. М. ЮНИТИ-ДАНА 2000-157 с.

5. Ивлева Л.А., Сивоконь П.Е. Социальный эксперимент и его методологические основы. - М.: 2003.

6. Королев Л.Ю. Компьютеризация в науке и производстве. М.: Знание,2000.

7. Курс для высшего управленческого персонала. Пер. с англ. М.: Экономика, 2004.

8. Мыльник В.В.,Титаренко Б.П. Волочиенко В.А. Исследование систем управления Учеб.пос. 2-е изд.перераб. и доп. М.:Академпроект. 352с.

9. Мотышева М.С. Исследование систем управления Учеб.пос. 2-е изд.перераб. и доп.СПб.:Из-во Михайлова В.А.,2006.-224с.

10. Мыльник В.В.,Титаренко Б.П. Волочиенко В.А. Системы управления Учеб.пос. 2-е изд.перераб. и доп. М.:Экономика и финансы.-2002 384с.

11. Опыт и методика конкретных социологических исследований. - М.: 2004.

12. Х.Решке. Мир управления проектами. М.: Алане, 1993.

13. Румянцева З.П., Соломатин Н.А. Менеджмент организации. Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2003.

 

Иссле́дование[1] — буквально «следование изнутри», процесс научного изучения чего-либо.

ИССЛЕДОВАТЬ (словарь Ожегова)
дую, -дуешь; -анный; сов. и несов., кого-что. 1. Подвергнуть (-гать) научному изучению. Я. законы природы. 2. Осмотреть (осматривать) для выяснения, изучения чего-н. Я. больного. || сущ. исследование, -я, ср.

Исследование может быть также определено, как развитие знаний или систематическое расследование с целью установления фактов.

Основная цель прикладных исследований (в отличие от фундаментальных исследований) — нахождение, интерпретация и развитие методов и систем по совершенствованию человеческих знаний во множестве научных областей.


Научное исследование[2] основано на применении научного метода, удовлетворяющего любопытство. Такое исследование предоставляет научную информацию и теории для объяснения природы и свойств окружающего мира. Такое исследование может иметь практическое применение. Научные исследования могут финансироваться государством, некоммерческими организациями, коммерческими компаниями и частными лицами. Научные исследования могут быть классифицированы согласно их академическому и прикладному характеру.

Объе́кт иссле́дования: в науке под ним подразумевают главное поле приложения сил учёных. В одной науке (научном направлении) однако может быть несколько объектов исследований, которые составляют логически связанное существо и цель исследований в этой науке (научном направлении).

Объект исследования – часть объективной реальности, которую исследует ученый, совокупность знаний об этом объекте и сам объект в процессе исследования, предмет изучения (исследования).

Пример.

Молоток – это объект, который имеет определенную форму, свойства, имеет ручку, ударник и т.д. Но, как только, этим объектом (молотком) человек начинает забивать гвозди, молоток становится предметом деятельности и исследования (сознательного и подсознательного), предметом исследования уже инструмента по забиванию гвоздей.

 

Таким объектом становится всякое непознанное явление, неизвестное ранее науке, или его часть, которое предполагает исследовать эта наука. Часто используется предварительное деление чего-либо неизвестного (непознанного) на логически обоснованные части явления. Это используется как вполне самостоятельный научный метод, если подобное деление возможно исходя из априори видимых признаков данного явления.

Подобное деление согласно предполагаемых сфер применимости своей науки или нескольких наук, выводимые предварительно логическим путём, и используемых применительно к сферам действия тех или иных законов, по которым живёт эта наука или несколько наук (при комплексных исследованиях), помогает учёным легче справиться с часто возникающими трудностями исследования сложного явления.

Первостепенное значение является наблюдение за объектом исследования. Если позволяет текущий уровень развития (состояние) данной науки и если это позволяет сам объект, вторым важнейшим способом изучения объекта исследования является эксперимент. Связать же наблюдаемые, известные и экспериментальные данные помогает как научная логика в сочетании с уже известными научными данными, так и особые правила, по которым в науке выводятся гипотезы. Последние, в сущности, являются индуктивным (предсказательным) методом исследования. Однако в науке полезно использовать также дедуктивный (то есть, ретроспективный) метод, однако который ныне не слишком популярен у исследователей, кроме математики (и в практике криминалистики).

Сделать правильные научные выводы и построить корректные научные теории помогает давно отработанный научный метод.

Алгоритмы исследования[3]

В естествознании преобладает следующий алгоритм исследования:

  1. наблюдение явления,
  2. теоретический анализ в мировоззренческом и методологическом аспекте и поиск возможной концепции,
  3. построение (выбор) гипотезы,
  4. проектирование (разработка) метода и методик,
  5. обеспечение эксперимента, наглядно или однозначно дающего оценку:

· надёжности гипотезы по критериям сортировки (краевые условия надёжности воспроизведения явления),

· критериев реализуемости явления,

· конечного результата хода (динамики процесса),

· результата завершения процесса самого явления.

В общественных науках прикладное исследование обычно выглядит следующим образом:

  1. постановка проблемы, определение целей и задач исследования, планирование исследования,
  2. теоретическая часть: концептуальная модель исследования, описание понятий и категорий, взаимосвязей между ними,
  3. методологическая часть: исследовательский подход, описание методов сбора и методов анализа данных,
  4. практическая часть: результаты сбора данных, их анализ и представление результатов,
  5. выводы и рекомендации по результатам исследования

Исследование в процессе познания

Анализ процедуры исследования и данных хода и результата по критериям надёжности относят к подтверждению или отбраковке проверяемой гипотезы. Научный метод ставит опытные исследования (спланированный эксперимент или серия, группа экспериментов) выше теоретических суждений, не подтверждённые опытом (фактографически). Некоторые заявления и исторические сведения не поддаются проверке опытом и относят к мифам (в истории) или мифологемам (не проверяемым опытным путём гипотезам).

Научные исследования (наблюдения естественного хода процессов и явлений, опытная, экспериментальная проверка) дают основания для подтверждения гипотезы и формирования на основе знаний, полученных опытным путём, теории в данном направлении и по конкретным механизмам явлений природы.

Исследования составляют путь научного познания природы через опыт и составляют основу научной методологии.

Понятие “система”.Данная версия страницы не проверялась участниками с соответствующими правами. Вы можете прочитать последнюю стабильную версию, проверенную 21 июня 2010, однако она может значительно отличаться от текущей версии. Проверки требует 1 правка.

Систе́ма (от др.-греч. σύστημα — «сочетание») — множество взаимосвязанных элементов, обособленное от среды и взаимодействующее с ней, как целое. Формализованное описание какой-либо организации.

В системном анализе используют различные определения понятия «система». В частности, по В.Н. Сагатовскому, система — это конечное множество функциональных элементов и отношений между ними, выделенное из среды в соответствии с определенной целью в рамках определенного временного интервала. Согласно Ю.И. Черняку, система есть отражение в сознании субъекта (исследователя, наблюдателя) свойств объектов и их отношений в решении задачи исследования, познания. Известно также большое число других определений понятия «система», используемых в зависимости от контекста, области знаний и целей исследования.

Термин «система» обозначает как реальные, так и абстрактные объекты и широко используется для образования других понятий, например банковская система, информационная система, кровеносная система, политическая система, система уравнений и др.

Любой неэлементарный объект можно рассмотреть как подсистему целого (к которому рассматриваемый объект относится), выделив в нём отдельные части и определив взаимодействия этих частей, служащих какой-либо функции.

Изучением систем занимаются системология, кибернетика, системный анализ, теория систем, термодинамика, ТРИЗ, системная динамика и другие научные дисциплины.

Система– объединение частей в целое, свойства которого могут отличаться от свойств входящих в нее частей. Любую организацию можно назвать системой.

Системы бывают открытыми и закрытыми.

Открытая система – это система, питающаяся извне какой-либо энергией или ресурсами.

Закрытая система имеет имеет источник энергии (ресурсов) внутри себя. Примеры закрытых систем: работающие часы с внутренним источником энергии, работающая автомашина, самолет, автоматическое производство со своим собственным источником энергии и т.д.

Свойства систем[4]