Организация процесса исследования систем управления.

Классификация показателей системы управления. Анализ показателей.

Литература

Учебные вопросы

1.Классификация показателей системы управления. Анализ показателей.

2.Организация процесса исследования систем управления.

3.Классификация и анализ возмущений

4.Шкалы показателей эффективности деятельности предприятии

5.Показатели и критерии эффективности системы управления предприятиями

6.Экономическая эффективность внедрения маркетинговой информационной системы

 

1. Козырев Ф.Ф. Информационные технологии в экономике: Учебник. Второе издание. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001г. – 360 с.

2. Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник /Под ред. Проф. Г.А. Титоренко. – М.: Компьютер, ЮНИТИ, 1999г.– 400 с.

3. Информационные технологии управления: Учебное пособие для вузов /Под ред. Проф. Г.А. Титоренко. – 2-е изд., доп.- М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003г.– 439

 

"Эффективность"-это понятие широко используется в последнее время. Большая Советская Энциклопедия определяет эффективность как степень соответствия системы (процесса) своему целевому назначению. Определить эффективность АСУ -это значит оценить насколько автоматизация управления способствует выполнению целевых задач предприятия, то есть достижению конкретных целей организации.

Наиболее полно отображается понятие эффективности какой-либо системы или процесса, когда их сравнивают с другими, предназначен­ными для таких же целей. Трудно говорить об эффективности системы или процесса, не сравнивая их с другими.

Если новая система организации труда по сравнению со старой при тех же затратах материальных и энергетических ресурсов позволяет в единицу времени производить больше продукции или сокращает затраты времени, значит она более эффективна.

Даже если создается принципиально новое средство, все равно результаты его применения стараются сравнить с существующими наиболее близкими по целевому назначению средствами. Оценивание эффективности системы никогда не являлось самоцелью. Это инструмент познания системы, либо активного улучшения ее возможностей путем изменения технических средств и решений, а также заложенных в ней алгоритмов.

Эффективность применения системы зависит от условий ее приме­нения, используемых в ней алгоритмов управления.

Понятие эффективности управления предприятиями в сфере сервиса неразрывно связано с реализацией потенциальных возможностей организации в ходе ее функционирования.

Степень реализации потенциальных возможностей зависит сферы деятельности предприятия, от условий функционирования, характера действий конкурентов, а также от ряда других факторов (метеоусловия и др.). Однако важнейшим фактором следует считать эффективность управления, поскольку прежде всего от уп­равления зависят:

- расходуемые средства;

- планирование деятельности предприятия;

- объективная оценка других условий обстановки;

- правильное определение своих целей и путей наилучшего выпол­нения поставленных задач.

По мнению многих специалистов, хорошая система управ­ления способна по крайней мере удвоить показатели работы любого предприятия.

Под эффективностью управления (ЭУ) следует понимать влияние системы управления на достижение (при прочих равных условиях) стратегических целей предприятия или на степень использования потенциальных возможностей организации в данной конкретной обстановке.

Эффективность управления является важным показателем потенциальных возможностей любой организации. Поэтому необходимо не только качественное, но и количественное определение этого показателя.

Показатель эффективности управления (ПЭУ) можно представить как своеобразный коэффициент полезного действия, отражающий сте­пень использования потенциальных возможностей:

Р

К = --- ,

П

где Р - реализуемые возможности;

П - потенциальные возможности.

Эффективным следует считать такое управление, которое обеспечивает своевременную разработку оптимальных, в наибольшей степени соответствующих конкретной обстановке решений и планов и успешное проведение их в жизнь, достижение высокой степени реализации потенциальных возможностей.

Поэтому основные направления оценивания эффективности классифицируются следующим образом.

1. Оценивание эффективности существующей или разрабатываемой системы с целью выявления возможностей системы относительно разных задач, различных условиях.

2. Сравнение нескольких создаваемых систем с целью выбора наи­более предпочтительной относительно фиксированных затрат на создание и одинаковых задач, одних и тех же условий.

3. Оценивание эффективности существующей или проектируемой системы с целью сравнения различных вариантов и рационального выбора видов обеспечения, ее частей и подсистем и структуры в процессе их создания или совершенствования относительно одинаковых задач и одних и тех же условий.

Подход к оцениванию эффективности может быть существенно различен в зависимости от интересов оценивания эффективности.

В соответствии с выполняемыми функциями любую систему или процесс удобно при оценивании эффективности разделить на две подсистемы.

Управляющая подсистема или собственно автоматизированная система управления (АСУ) - подсистема обработки информации и выработки управляющих решений. Подсистема включает в себя сов­ременные ЭВМ с соответствующим информационным, математическим и программным обеспечением, устройство ввода и вывода информации, обслуживающей личный состав и операторов. Лицом, принимающим решение в системе, является руководитель. Средства обработки информации служат лишь инструментом для подготовки и оценки вариантов решения. Система обмена информацией/СОИ/.Эта подсистема включает в себя систему передачи данных, средств и каналы связи и персонал обслуживающий их. СОИ служат для сбора информации о состоянии элементов системы, конкурентов и среды и передачи управляющих воздействий.

Управляемая подсистема - подсистема обьектов управления. Эта подсистема включает в себя активные средства с помощью которых личный состав подразделения непосредственно выполняет задачи. На всю сис­тему действуют возмущающие воздействия среды.

Функционирование системы происходит следующим образом. Система, высшая по отношению к рассматриваемой системе ставит последней задачи. Руководитель, используя АСУ, планирует и организует действия подсистемы обьектов управления в направлении выполнения задач с учетом известных и прогнозируемых возмущений. В процессе выполнения целевых задач система расходует определенные ограниченные ресурсы: энергию, технические ресурсы средств и другие материальные ресурсы. К ограниченным ресурсам следует также отнести и время. Для достижения целей в заданных условиях и ограниченных ресурсах необходимы вполне определенные временные затраты. Как правило, чем больше система выделяет ресурсов для достижения данной цели, тем быстрее эта цель достигается. В процессе реализации плана управляющая подсистема контролирует выполнение задач, наблюдает за обстановкой и дейстующими возмущениями в соответсвии с этим корректирует действия и задачи управляемой подсистемы.

Сущность управления во многом заключается именно в том как распорядиться ограниченным временными ресурсам и материальными средствами, энергетическими ресурсами, чтобы полностью выполнить поставленные задачи с учетом целенаправленных возмущающих воздействий и условий среды.

Функционирование управляющей подсистемы можно разделить на два взаимосвязанных этапа. На первом этапе составляется некоторая программа действий, определяются цели и средства, необходимые для их достижения. При этом заранее учитывается, что условия достижения поставленных целей будут не идеальными, возможны случайные изменения, как в управляемой, так и в упраляющей подсистемах. Этот учет производится по априорной информации, имеющейся из опыта решения подобных задач. Этот этап носит название - планирования. Он заканчивается составлением плана применения и доведением его до исполнителей.

Однако в ходе выполнения плана поступает конкретная информация о состоянии всех частей системы, которая должна быть использована так, чтобы цели системы достигались наилучшим образом. Учет этой информации, поступающеей в ходе реализации плана составляет содержание второго этапа функционирования управляющей подсистемы - этапа оперативного управления.

В соответствии с общими принципами и содержанием управления процесс оперативного управления также складывается из последовательной реализации комплекса ряда взаимосвязанных этапов. Эти этапы составляют отдельный цикл управления. Цикл управления охватывает комплекс мероприятий, выполняемых командирами и органами управления при изменении условий обстановки.

Состав, обьем и порядок выполняемых мероприятий зависит от сущности и глубины происходящих изменений. В общем случае каждый цикл управления слагается из следуюших этапов:

1.Сбор информации о состоянии среды, средств управления и связи.

2.Обработка информации, принятой по п.1., ведение баз данных, подготовка и выдача различных справок.

3.Подготовка вариантов решения проведения расчетов, оценка обстановки.

4.Принятие и утверждение решения.

5.Формирование сигналов, команд, распоряжений, управляющих воздействий.

6.Доведение сигналов, команд, распоряжений, управляющих воздействий до подчиненных.

7.Прием управляющих воздействий и подготовка средств к выполнению задач.

 

При организации процесса исследовании систем управления предприятием решающее значение имеет описание факторов влияющих на процесс управления. Под фактором понимают движущую силу какого-либо процесса или условие, которое влияет на этот процесс.

При исследовании эффективности выделяют три группы факторов:

1.Качество активных ресурсов.

2.Способы применения активных ресурсов.

3.Условия применения активных ресурсов.

Эти факторы можно разделить на следующие классы:

а) управляемые и неуправляемые;

б) внешние и внутренние;

в) определенные и неопределенные.

К определенным относят факторы, значения которых известны с требуемой точностью. Классификация неопределенных факторов представлена на рис.1.