Методика преподавания информатики в системе педагогических знаний.

ЛЕКЦИЯ 1.

 

План:

1)Формулировка задач курса методики преподавания информатики.

2)Формулировка целей курса методики преподавания информатики.

 

Введение в среднюю школу отдельного общеобразовательного предмета «Информатика» дало старт формированию новой области педагогической науки, объектом которой является обучение информатике.

Теория и методика обучения информатике педагогическая наука, объектом которой является обучение информатике на любых возрастных уровнях и при любых организационно – методических формах обучения.

Цель курса информатики – обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися основами знаний о процессах получения, преобразования, хранения и использования информации, а также развивать алгоритмическое мышление. На этой основе раскрыть учащимся роль информатики в формировании современной научной картины мира, значение информационных технологий в развитии современного общества, привить учащимся навыки сознательного и рационального использования ЭВМ в своей учебной и в последующем профессиональной деятельности.

В связи с этим основными задачами курса являются:

·знакомство учащихся с понятиями система, информация, модель, алгоритм и их ролью в современной картине мира;

·раскрытие общих закономерностей информационных процессов в природе, обществе, технических системах;

знакомство с принципами структурирования, формализации информации и выработка умений строить информационные модели для описания объектов и систем;

·развитие алгоритмического и логического стилей мышления;

·формирование умений организовать поиск информации, необходимой для решения поставленной задачи;

·формирование навыков обработки, хранения информации посредством компьютерных технологий для решения учебных задач, а в будущем и в профессиональной деятельности;

·выработка потребности обращаться к компьютеру при решении задач из любой предметной области, базирующейся на осознанном владении информационными технологиями и навыках взаимодействия с компьютером.

·сформировать умение планировать структуру действий, необходимых для достижения заданной цели, при помощи при помощи фиксированного набора средств;

Специфическая особенность курса информатики – его направленность на подготовку учащихся к последующему использованию ЭВМ в практической деятельности, выработки у них определенных операциональных умений и навыков. Это накладывает отпечаток и на проверку и оценку знаний школьников – объектом контроля становится их готовность для различного вида учебной деятельности, сформированность определенных умений и навыков.

Говоря иными словами, перед методикой преподавания информатики, как и перед всякой предметной школьной методикой, ставится традиционная триада основных вопросов:

· зачем учить информатике?

· что надо изучать?

· как надо обучать информатике?

Особенность методики преподавания информатики проявляется в неустранимой новизне, нестабильности самой информатики и как науки, и как учебного предмета. В этих условиях вынужденным (и плодотворным) решением является максимальная опора на результаты общей дидактики, и психологии, на конкретные методики близких дисцип­лин — математики и физики. Методика информатики постоянно подчеркивает межпредметную направленность информатики, ее огромный дидактический потенциал в деле интеграции школьного образования.

Определим цели изучения курса методики преподавания информатики. Курс может быть рассмотрен как единая система целей, содержания, методов, форм и средств обучения. В результате изучения курса будущий учитель должен подготовиться к полноценной работе в компьютеризующейся школе. Для этого ему необходимо:

1) понять и присвоить цели изучения школьной информатики во всех трех аспектах — образования, развития и воспитания;

2) увидеть место и значение курса информатики в общем образовании школьника;

3) освоить содержание курса, для этого нужно провести сравнительное изучение существующих учебников и программ по курсу информатики;

4) понять принципы отбора содержания, уметь пользоваться ими;

5) овладеть средствами изучения курса, освоить классические и новые методы обучения, управлять умствен­ной деятельностью учащихся;

6) освоить различные организационные формы занятий;

7) увидеть, понять и вскрыть связи информатики с другими дисциплинами;

8) научиться анализировать процесс обучения информатике, использовать и разрабатывать его программное и техническое обеспечение;

9) уметь пробуждать, закреплять и развивать интерес к предмету у учащихся.

Методика преподавания информатики – одна из молодых наук, но она формируется не на пустом месте. Будучи фундаментальным разделом педагогической науки, методика информатики опирается в своём развитии на методики различных других предметов, а также обобщённый практический опыт средней школы.