Самостоятельная работа

Литература

Тема 21. СПЕЦИФИКА И СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРОФИЛЯ. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ НА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ И ПРОФИЛЬНОМ УРОВНЕ ОБУЧЕНИЯ

Литература.

Тема 20. ЭСТЕТИЧЕСКАЯ СРЕДА ШКОЛЫ И ЗАДАЧИ УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Литература

1. Федеральный государственный стандарт для начальной и основной общеобразовательной школы. Изобразительное искусство. 2009-2010.

  1. Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство 5-7 классы. Искусство 8-9 классы. Просвещение. 2010.
  2. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей: Учеб.пособие.- М., 1998).
  3. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества: Планы и сценарии уроков изобразительного искусства. М.,: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002).

 

Художественно-оформительские работы в многообразии отображения школьной жизни. Виды художественного оформления в школе. Привлечение учащихся к художественно-оформительской деятельности. Роль художественно-эстетической среды школы в процессе формирования личности учащихся.

Значение художественно-оформительских работ в формировании эстетической среды школы. Отражение в художественном оформлении школы происходящих процессов, событий, праздников. Роль учителя изобразительного искусства в организации эстетической среды школы. Знания и умения в области рисунка, живописи применительно к основам декоративно-оформительского искусства (художественное конструирование, основы эргономики, проектирование интерьеров, цветоведение). Учет возрастных особенностей школьников при включении их в художественно-оформительскую деятельность. Специфика воздействия художественного оформления школы на развитие школьников.

1.Демчев П.Г. Черемных Г.В. Художественное оформление в школе: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2004.

2.3. Основы теории декоративно-прикладного искусства с практикумом: Шрифты: Учеб.метод.пособие/Авт.-сост. А.С. Мищенко А.С., Полуянова Ю.В., Поровская Г.А. – Великий Новгород: НовГУ. 2006.

 

Специфические формы организации занятий изобразительным искусством в специализированных художественных классах и школах с углубленным изучением изобразительного искусства. Цели и задачи обучения изобразительному искусству в школах с углубленно-эстетическим воспитанием и образованием. Особенности организации занятий в специализированных художественных классах. Содержание программ среднего (полного) общего образования «Искусство».

Требования к выпускникам специализированных художественных классов.

Главная цель художественного образования–формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием, изложенная в Положении о школах с углубленным художественно-эстетическим образованием и воспитанием, полностью соответствует Закону РФ об образовании.

В соответствии с целью основными задачами художественно-эстетического образования и воспитания учащихся являются:

- обучение основам изобразительной грамоты,

-развитие изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения,

-воспитание интереса и любви к искусству, эстетического чувства и понимания прекрасного.

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач в учебном плане школ со специализированными художественными классами предусмотрены следующие основные виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), иллюстрирование и рисование на темы (композиция), декоративная работа, лепка, художественное конструирование, история искусства, отечественная и мировая художественная культура.

Структура системы художественно-эстетического образования и воспитания в этих классах представляет собой учебные занятия с 1 по 11-ый, классы на основе преемственности и непрерывности обучения между ними.

Основное содержание системы художественно-эстетического образования и воспитания выражено в учебных планах и образовательных программах. Важной особенностью разработанных программ является наличие в их содержании регионального компонента, который представлен архитектурой, изобразительным и декоративно-прикладным искусством Великого Новгорода, его художественной культурой.

Совершенство педагогической системы профильного образования характеризуется предпочтительными дидактическими системами. В школе такой системой по художественно-эстетическому циклу является проведение занятий в дидактической системе «малая группа», позволяющая с большой гарантией достигать необходимого уровня умений и навыков, индивидуализации обучения.

Организационные формы и методы обучения соответствуют цели и задачам педагогической системы. Практические занятия проводятся в специализированных кабинетах, оснащенных соответствующим оборудование, методическими и расходными материалами - в студиях и мастерских.

Разнообразны и методы обучения: как педагогические, так и художественные – работа цветовыми и тональными отношениями, по памяти, представлению и воображению и т.д.

Школы с углубленным художественно-эстетическим воспитанием и образованием дают хорошие результаты, отразившихся в следующих показателях качества образования:

· -высокий уровень художественного образования и воспитания, который показывают учащиеся этих школ на различных выставках, конкурсах, олимпиадах,

· -вовлеченность большинства школьников в процесс творчества, что, естественно сказалось на их уровне художественного образования и воспитания,

· -лидерство школ среди других школ города Новгорода и области по количеству поступивших на художественные специальности университета,

· -высокий профессиональный уровень педагогов школы, коллектив которой уже принимает на работу своих выпускников, получивших высшее художественно-педагогическое образование,

· -школы являются центрами художественного образования г.Новгорода, оказывая постоянную методическую помощь учителям других школ,

· направление, выбранное школами, дает возможность их выпускникам профессионально определиться в соответствии со своими интересами, склонностями и необходимым уровнем подготовки при поступлении в Новгородское областное училище искусств и НовГУ.

Обучение в специализированных художественных классах осуществляется по программам, подготовленным в соответствии с Обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования.

1. Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство 5-7 классы. Искусство 8-9 классы. Просвещение. 2010.

  1. Примерные программы среднего (полного) общего образования «Искусство»\ Авторы: Кузин В.С., Ломов С.П., Игнатьев С.Е.- Просвещение, М., 2002.

 

Тема 22. ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В ШКОЛЕ – ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ

Задачи и содержание внеклассной (внеурочной) работы по изобразительному искусству в школе. Виды работы, ее планирование (кружки, лектории, экскурсии, выставки, конкурсы, тематические вечера, проведение недели изобразительного искусства, ярмарок ремесел и промыслов, и т.д.). Особенности тематики проведения классных часов (беседа о художнике, встреча с художником, диспут и т.д.).

Внешкольные формы работы (студия, творческая мастерская). Отличительные особенности организации и содержания работы школьного и внешкольного кружков. Задачи и содержание факультативных курсов по изобразительному искусству.

Ответьте на вопросы к стр. 213-227. Глава «Внеклассная и внешкольная работа» учебника

Н.Н. Ростовцева «Методика преподавания изобразительного искусства в школе»:

1. Какие цели и задачи ставятся перед учителем во внеклассной и внешкольной работе по изобразительному искусству?

2. По каким принципам организуется работа кружка изобразительного искусства в школе?

3. Приведите примеры возможной тематики и содержания работы изокружков.

4. От чего зависит успех работы кружка по изобразительному искусству?

5. Составьте примерный план работы кружка на учебную четверть.

6. Каковы задачи учителя при организации экскурсии?

7. Составьте примерный план проведения экскурсии со школьниками.

8. Каковы особенности проведения внеклассных бесед об изобразительном искусстве?

9. В чем отличие беседы об изобразительном искусстве от лекции? Приведите примеры тематики лекций для школьников.

10. Какова роль учителя при подготовке школьниками докладов об искусстве?

11. Назовите мероприятия, которые можно провести в рамках недели изобразительного искусства в школе?

12. Отличаются ли занятия кружка «Юный искусствовед» от занятий факультативного курса «История изобразительного искусства»?